- Терменвокс
- Сямисэн (Япония)
- Паноптикон (Singing Ringing Tree)
- Музыка и музыканты
- Традиционные музыкальные инструменты
- Бонанг (Индонезия)
- Бластер-бим (Blaster Beam)
- Духовые
- Никельхарпа
- Wintergatan Marble Machine
- Вотерфон
- Интересные факты о челесте. Устройство челесты
- История челесты
- Скрипка
- Пирофон/Пирофонический орган
- Магическая труба
- Гидролофон
- Калимба
- Отаматон
- Скрипка Штроха
- Стеклянная гармоника
- Кухонные принадлежности
- Шарманка
- О важности звука и разнице подходов
- Синтезатор
- Октобас
- Октобас
- Машина страха (Apprehension Engine)
Терменвокс
Терменвокс создан в Петрограде в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Фактически, Термен изобрел первый в истории человечества электронный музыкальный инструмент, но на этом уникальность терменвокса не заканчивается: звукоизвлечение происходит не за счет физического воздействия на инструмент, а благодаря движению рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи специальных антенн.
Терменвокс предназначен для исполнения музыкальных композиций любых музыкальных жанров. При этом популярностью инструмент пользуется не только в среде любителей-экспериментаторов, но и профессиональных музыкантов. Помимо исполнения музыки, терменвокс может создавать разнообразные звуковые эффекты, находящие применение в кинематографе, мультипликации, театральном и цирковом искусстве.
Существует несколько разновидностей терменвокса, отличающихся особенностями конструкции и функционалом. В классическом терменвоксе изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как левая антенна отвечает за громкость звука. В более поздних моделях, спроектированных другими инженерами, в конструкцию инструмента добавили регуляторы, позволяющие производить куда больше манипуляций со звуком. Несмотря на кажущуюся простоту, освоение терменвокса требует немалых усилий.
Сямисэн (Япония)
Сямисэн — это японская трехструнная лютня с длинной шейкой. Произошла она от китайского саньсяня, который появился в Поднебесной в XIII в. в эпоху династии Юань. На ее облик повлияли похожие инструменты Ближнего и Среднего Востока, тот же персидский сетар. Для изготовления сямисэна используются разные материалы: корпус инструмента состоит из четырех пластин китайского дуба, гриф — из сандалового дерева, детали — из слоновой кости или рога водяного буйвола, а обтянут корпус собачьей или кошачьей кожей.
Существует несколько разновидностей сямисэна, отличающихся друг от друга длиной и толщиной грифа. Футодзао — сямисэн с самым толстым грифом — используется в театре марионеток дзёрури, и игра на нем требует особой виртуозности. Обычно сямисэн сопровождает пение. Существуют три основных стиля — ута-моно (песня), катари-моно (сказание) и минё (народная песня).
Сямисэн, как и другие старинные инструменты, в современной Японии знают и любят. Дело не только в уважении японцев к традициям и культуре, но и в использовании национальных инструментов в театре кабуки и бунраку.
Паноптикон (Singing Ringing Tree)
Паноптикон, также именуемый Singing Ringing Tree(досл. с англ.«Поющее звенящее дерево»)— музыкальный инструмент и, по совместительству, скульптура в виде набора выложенных в форме дерева труб, издающих звук за счет дуновений ветра. Скульптура установлена на вершине холма недалеко от британского города Бернли в графстве Ланкашир.
«Дерево» возвели в 2006 году, как часть серии «Паноптиконы», состоящей из четырех скульптур. Проект создан британскими дизайнерами Майком Тонкином и Анной Лью в рамках развития Восточного Ланкашира и повышения туристической привлекательности региона за счет создания серии необычных искусственных и природных арт-объектов.
Паноптикон представляет собой конструкцию трехметровой длины, состоящую из нескольких десятков труб из гальванизированной стали. Проходящий сквозь трубы ветер приводит к появлению немного нестройного звука, напоминающего хоровое пение. Диапазон звучания разнится в пределах нескольких октав.
Некоторые трубы выступают как элементы декора и общей композиции, в то время как остальные служат источником звука. Гармонические и певческие качества «дерева» зависят от силы ветра, наличия отверстий и выемок внутри труб, а также их длины.
Музыка и музыканты
гитарист, акустическая гитара, барабанщик, барабаны, усилитель
микрофон, певец, бас-гитарист, бас-гитара, электрогитара,
клавиатура, клавишник
контрабас, кларнет, саксофон, вибрафон, тромбон
Традиционные музыкальные инструменты
Аккордеон: ремешок на сильфоне, тройной регистр, тройная клавиатура, клавиша, решетка радиатора, сильфон, кнопка, басовая клавиатура, басовый регистр
Волынка: капельная труба, продувочная труба, инвентарь, воздушный мешок, песнопение
Балалайка: треугольное тело.
Банджо — круглое тело
Джембе — обтяжка кожей, звуковая коробка, натяжная веревка; губная гармоника
Бонанг (Индонезия)
Индонезийский бонанг произошел от гонга. На острове Ява и на Бали (здесь он называется реонг) бонанг играет важную роль в оркестре ударных инструментов. Его часто называют подвеской с гонгами. Все дело в его необычной конструкции, длина которой составляет 1,5 м, а ширина может достигать 70 см. Состоит бонанг из бронзовых гонгов, которые устанавливаются горизонтально над деревянным основанием и подвешиваются на жгутах. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жженой глины. Основание бонанга всегда богато украшено или расписано яркими красками.
В Индонезии искусство игры на национальных инструментах передается из поколения в поколение. Первые уроки дети получают от родителей. Приобщиться к музыкальным традициям могут и иностранцы. Например, на Бали работает школа «Мекар Бхуана» (www.balimusicanddance.com), цель которой — познакомить путешественников с музыкой и танцами Бали и сохранить уникальные традиции острова.
Бластер-бим (Blaster Beam)
Что это
Созданный в начале 1970-х годов американским художником Джоном Лазеллом струнный электрический инструмент с длинным металлическим корпусом (от 3,5 до 5,5 метра), на который натянуты струны с магнитными датчиками как на электрогитаре. Играть на бластер-биме можно как пальцами, так и любыми подручными средствами.
Как звучит
Богатый спектр глубоких и атмосферных звуков бластер-бима вызывает ассоциации с чем-то жутким и гигантским — например, с обитателями водных глубин или движением звезд и планет.
Где можно услышать
Несмотря на то что бластер-бим создал Джон Лазелл, популяризировал инструмент музыкант Крейг Хаксли, который в 1970-х годах получил патент на необычное устройство. Впервые его «космическое» звучание массовая аудитория услышала в первом «Звездном пути» (1979), саундтрек к которому написал Джерри Голдсмит. С помощью бластер-бима авторы фильма озвучили Ви’Джера — загадочную форму жизни колоссальных размеров, угрожавшую уничтожить Землю.
Кроме того, бластер-бим звучит в фантастических фильмах и хоррорах «Черная дыра» (1979), «Запретный мир» (1982), «Бегство от сна» (1984), «Кловерфилд, 10» (2016) и других.
Духовые
В мире духовых инструментов странностей тоже хватает, хотя визуально, в сравнении с гитарами, они не столь заметны. К примеру, малоизвестный французский инструмент — Бомбарда, чем-то похож на Гобой, а звук издаёт значительно более громкий и сильный, причём для его извлечения требуются огромные усилия, и музыкант вынужден отдыхать, не проиграв и десяти секунд.
В Европе, в альпийских странах, широко известен деревянный духовой инструмент — альпийский рожок. Но параллельно существует малоизвестный альпийский рог — Вакрапуку. Для его изготовления используются разного размера рога домашнего скота, которые составляются в порядке увеличения диаметра в один большой завивающийся рог, стыки скрепляются и декорируются красной материей.
альпийский рог — Вакрапуку
Довольно известна во всём мире шотландская волынка и уже кажется привычным, что музыканту нужно дуть в трубку, чтобы наполнить мешок воздухом, который выходит через несколько труб создающих звуки. А в соседней Ирландии существует похожая, но малоизвестная ирландская волынка, в которой, для наполнения воздушного мешка используются специальные меха, приводимые в действие локтем правой руки музыканта.
ирландская волынка
Оригинальным считается австралийский духовой инструмент — Диджериду, звук которого более всего походит на громкое жужжание. Технология изготовления существует уже полторы тысячи лет, материалом служат части эвкалиптовых деревьев, в которых термиты проели сердцевину.
инструмент — Диджериду
Считается необычным древний китайский инструмент — Окарина. Его история насчитывает более 12 тысяч лет. Европейцам он долгое время казался детским, но в 19 веке, после некоторой модернизации, он зазвучал красиво и самобытно. По сути, Окарина представляет собой ровную связку маленьких бамбуковых трубочек, каждая из которых, когда музыкант дует в неё, издаёт нежное высокое звучание по тембру напоминающее флейту.
инструмент — Окарина
Никельхарпа
Никельхарпа — традиционный шведский струнно-смычковый инструмент, чья история насчитывает более 600 лет. Раньше инструмент также называли никельгига, никельспел и никель-лира. В шведском языке «nyckel» обозначает клавишу, а словом «harpa» называют любые струнные инструменты, будь то гитара, скрипка или контрабас. Таким образом, дословно название инструмента можно перевести как «Клавишные струны».
Первым свидетельством использования никельхарпы считается барельеф на воротах церкви Кэллунге на шведском острове Готланд, датированный 1350 годом. На барельефе видны силуэты двух музыкантов, играющих на никельхарпе. Самая старейшая никельхарпа, дошедшая до нашего времени, найдена в шведском городе Мора в провинции Даларна и датируется 1526 годом. Этот экземпляр по форме напоминает лютню, и оснащен одним рядом клавиш и двумя струнами.
В первой половине 1900-х годов инструмент считался «мертвым», а в Швеции практически не осталось музыкантов, владеющих никельхарпой. Тем не менее, в 1960-1970-е гг. никельхарпа вновь обрела популярность, чему не в последнюю очередь поспособствовала популярная музыка, искавшая новых и необычных звуков.
Современная никельхарпа оснащается 16 струнами (3 мелодических, одна монотонная и 12 резонансных струн) и 37 деревянными клавишами, устроенными таким образом, чтобы «скользить» под струнами. Диапазон инструмента составляет 3 октавы, а звучание напоминает скрипку с увеличенным резонансом.
Сегодня в Швеции насчитывается около 10 000 человек, играющих на никельхарпе, а среди известных музыкантов, свободно владеющих этим шведским инстрментом, можно выделить Ану Алькаиде и Ричи Блэкмора.
Wintergatan Marble Machine
Если звучание колёсной арфы показалось вам слишком тяжеловесным, можем предложить инструмент куда более сентиментальный и лёгкий для восприятия. Это, по сути, машина для катания шариков, которые падают на ксилофонные клавиши и производят сказочно-оптимистическую музыку.
Wintergatan — название группы, в которой играет изобретатель этой чудо-машины Мартин Мулин. А если вам показалось, что музыка, звучащая на видео, будто заимствована из «Амели» — не удивляйтесь: с творчеством Яна Тирсена чаще всего и сравнивают музыку Мулина. Ещё со времени жизни такого коллектива, как Detektivbyrån, в котором он раньше играл.
В отличие от предыдущих инструментов, Marble Machine изначально задумывалась как штучный экземпляр. Изобретатель не намеревался пускать машинку в массовое производство: чересчур затратно.
Только для одной такой гигантской музыкальной шкатулки в 2015 году потребовалось две тысячи шариков.
Если вы настолько вдохновились ею и хотите пересоздать своими руками, это сделать, конечно, можно. Инженерную основу можно воплотить по готовым чертежам, доработав их с учётом ксилофонных клавиш. Но работа эта явно для тех, у кого энтузиазма и времени в избытке.
Между прочим, Мулин — изобретатель не только этого инструмента. Выступая с Wintergatan, он испробовал уже и другие, более компактные машинки.
Вотерфон
Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим . Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.
Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.
Сам Ричард Уотерс объяснял , что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть — звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».
Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке — один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов — были случаи , когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток.
Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.
Интересные факты о челесте. Устройство челесты
Челеста — клавишный ударный инструмент. Звук извлекается путем удара молоточков по металлическим пластинам. Принцип работы этого инструмента схож и звукоизвлечением на фортепиано. Отличие в том, что молоточки ударяют не по струнам, а по небольшим металлическим пластинам со специальными резонаторами из дерева. Несмотря на внешнюю схожесть с фортепиано, звучание этих инструментов заметно отличается.
История челесты
Прародителем челесты можно смело назвать клавир, который был известен с конца 18 века. Челеста же появилась на сто лет позже благодаря Огюсту Мюстель, который смог усовершенствовать дульситон — инструмент, созданный его отцом. Сегодня мы можем наслаждаться божественными звуками челесты. Вокальная студия Solo в г. Санкт-Петербург осуществляет запись на бесплатное занятие пением всех желающих. Впервые публичное выступление челесты в составе симфонического оркестра состоялось в 1888 году.Приблизительно в это же время великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал этот чудесный инструмент во время своего путешествия по Франции. Её звучание буквально поразило композитора своей чистотой и воздушностью и, вернувшись домой, он включил партию для челесты в один из своих самых знаменитых балетов, которые стали популярны во всем мире. В балете «Щелкунчик» одним из самых известных номеров является «Танец Феи Драже». Главную тему этого номера исполняет челеста, создавая поистине потрясающий звуковой эффект. Создаётся впечатление невесомости и прозрачности музыкального полотна. Таким образом, благодаря Чайковскому этот замечательный инструмент стали использовать музыканты и нашей страны.
Скрипка
Еще один популярный струнный инструмент, но уже из группы смычковых – это скрипка. Облик, максимально приближенный к современному, скрипка обрела в 16 веке. Скрипка имеет 4 струны, настроенные последовательно на «соль» малой октавы, «ре» 1-й октавы, «ля» 1-й октавы, «ми» 2-й октавы. Если посчитать интервалы, можно заметить, что разница между нотами соседних струн составляет 7 полутонов, т.е. квинту.
Из книг будет полезен «Самоучитель игры на скрипке» . Кроме того, можно почитать книгу «Моя школа игры на скрипке», которую написал известный скрипач конца 19 – начала 20 столетия Леопольд Ауэр и которая актуальна по сей день . По признанию автора, он решил систематизировать самые важные для практикующего скрипача моменты и поделиться своим личным опытом.
Пирофон/Пирофонический орган
Пирофон (также встречаются названия «пирофонический орган», «огненный орган», «взрывной орган») — музыкальный инструмент, изобретенный и запатентованный в XIX веке физиком и математиком французско-немецкого происхождения Георгом Фридрихом Ойгеном Кастнером совместно с французским музыковедом Альбером Лавиньяком. Кастнер с детства увлекался наукой, а одной из самых известных работ ученого считается исследование «поющего пламени», появляющегося во время горения светильного газа в стеклянных трубках определенной длины.
В 1875 году Кастнер опубликовал брошюру «Поющие огни»(фр
«Les flammes chantantes»), которая вызвала интерес и привлекла внимание общественности к изобретенному инструменту. Одним из первых музыкантов, освоивших пирофон, считается Анри Дюнан — основатель Красного креста и близкий друг матери Кастнера
Первый образец пирофона состоял из ряда стеклянных трубок разной длины соединенных с клавиатурой, клавиши которой управляли потоками пламени в каждой из трубок. Кастнер постоянно работал над совершенствованием пирофона: постепенно инструмент учился более точно контролировать пламя. В качестве топлива для пирофона использовался пропан, хотя позднее появились мобильные версии инструмента, подсоединенные к небольшим бочкам или цистернам с бензином, а также варианты пирофона с применением водорода.
Тем не менее массовое производство наладить не удалось, а один из первых экземпляров пирофона взорвался во время игры и ранил музыканта. В настоящее время пирофон не используется, не производится и практически не применяется в музыке.
Магическая труба
Майк Сильвермен был обыкновенным контрабасистом и ничем среди коллег не выделялся. Но однажды он решил создать нечто оригинальное. В результате на свет появился интересный инструмент.
«Груда металлолома», как называл её сам музыкант, умела издавать странные звуки, за что была прозвана «магической трубой». Играть на ней можно с помощью смычка, или пощипывая струны, и выстукивая на них дробь пальцами. Чудо-трубу можно даже побить палкой или рукой. Самые простые манипуляции рождают причудливые звуки. Забавно услышать «пощёчину родом из будущего» или гул, подобный оркестровому. Исполнению музыки с такими эффектами позавидует любой ди-джей.
Гидролофон
Эта «водяная флейта» кажется обычным фонтаном и начинает звучать, когда музыкант зажимает пальцами отверстия в трубке — совсем как при игре на обычной флейте. Хотя специалисты отмечают родство гидролофона скорее с пианино и органом, ведь речь о звуке, который издают связанные с этой полостью трубы.
Инструмент изобрели недавно — в 2006 году, но он уже завоевал сердца совсем разной публики: с ним выступают в сопровождении оркестра, и с ним же развлекается любой желающий в крупных парках мира.
Его создатель Стив Манн, профессор Университета Торонто, спроектировал множество вариантов — вплоть до установленного в джакузи. Но самыми «народными» стали гидролофоны в парковых фонтанах и других общественных местах — и это не исключает их оригинальности. Например, в аквапарке Legoland в Карлсбаде (Калифорния) корпус гидролофона выполнен , а некоторые экземпляры снабжены маркировкой Брайля, чтобы играть могли в том числе слепые и слабовидящие люди.
Самый большой гидролофон расположен перед зданием научного центра в канадской провинции Онтарио. У него есть и своё название — Телускейп, а доступен он всем желающим круглосуточно. Правда, только в тёплый сезон.
Калимба
Почти такой же старый, как европейская государственность, инструмент, который при правильном обращении выдаёт такое по-настоящему сказочное звучание, после которого организм испытывает прилив восторга, а органы внутри меняются местами.
Названий и разновидностей калимбы примерно столько же, сколько племен в Африке. Кстати, инструмент зародился как раз в центральной части Черного континента и использовался для кровавых и не очень (как будто у них могут быть другие) ритуалов. Видимо, чарующий звук калимбы, или, как её называют, цанцы, санзы, мбиры, мбилы, ндимбы, лукембу, лалы, малимбы, нданди, ижари, мганги, ликембе, селимбы, вносил гармонию в их страшные акты и инициации. Ну и ко всему прочему, это прекрасный инструмент для медитации, погружения в себя и очищения своих чакр от разного рода гадостей.
Иногда удивляешься, как такие не развитые в плане прогресса племена смогли создать такой сложный и совершенный инструмент. Не зря европейцы назвали его «маленьким фортепиано». Калимба состоит из резонаторного корпуса и ряда язычков. Корпус калимбы может быть самой разнообразной формы, а в качестве материала традиционно используются долблёное дерево, панцирь черепахи или полая тыква. Современные калимбы изготавливают также из пластика. Язычки могут быть изготовлены как из дерева или бамбука, так и из металла. Количество язычков варьирует от 4 до 60, в зависимости от диапазона инструмента. Настроить калибму – задача не из легких, нужно ко всему прочему настроить длину язычков, а уж потом наслаждаться звуком.
Звучание калимбы зависит и от размера инструмента. Чем больше, тем ниже звук – именно такой подходит для суровых африканских ритуалов. А маленькие больше напоминают по звучанию музыкальную шкатулку. Но каким бы ни был звук, когда садишься, кладешь калимбу на колени, зажимаешь ладонями и начинаешь дергать язычки большими пальцами, производя простые гармонии, ты через мгновение уносишься куда-то внутрь своего сознания, в страну добра и благодати. Впрочем, если хочешь разнообразить музыку в своей фолк-группе, то можешь не стесняться, калимба подходит и как аккомпанирующий инструмент, на котором можно играть аккордами.
Отаматон
Пользователи интернета наверняка знакомы с отаматоном. Этот инструмент создал японский музыкант Новмити Тоса. Внешне электронный гаджет похож на ноту с мультяшным личиком, которое можно и нужно мять, периодически закрывая ему ладонью рот. Делать это будет совсем просто, ведь при первых звуках отаматона появляется желание, чтобы он умолк навсегда. Противное пискливое или стонущее звучание, которое издаёт «нотка», вынести тяжело.
Странно, но в общем хоре инструментов отаматон может звучать неплохо. Гаджет способен гармонично вливаться в звукоформы современных песен. Поэтому изобретение уже успели полюбить музыкальные аматоры. В сети можно послушать множество каверов, где отаматон надрывно «поёт» о любви. Некоторые из произведений действительно заслуживают того, чтобы их послушали, хотя бы один раз.
Скрипка Штроха
До того, как человечество научилось подзвучивать музыкальные инструменты при помощи усилителей и колонок, музыканты искали способы сделать звучание любимых инструментов громче.
Немецкий изобретатель Иоганн Штрох в конце XIX века решил задачу самым простым методом, скрестив скрипку и трубу. Получившийся инструмент получил название «Скрипка Штроха» и внешне напоминал обыкновенную скрипку, к которой приделан раструб. Таким образом, в качестве резонатора выступает не деревянный корпус скрипки, а алюминиевый раструб.
Использование раструба сделало звучание скрипки громче и сфокусированнее, а инструмент пришелся по душе театральным и гастролирующим музыкантам — легкая и громкая, скрипка Штроха позволяла насладиться выступлением музыкантов всем собравшимся слушателям и зрителям.
С появлением микрофонов и электроскрипок популярность инструмента пошла на убыль. Тем не менее, в начале XX века на территории Молдавии и Румынии появилась (независимо от изобретения Штроха) собственная разновидность скрипки с резонаторным раструбом, позаимствованным у граммофона.
Что касается современных музыкантов, то услышать звучание скрипки Штроха можно в некоторых записях Тома Уэйтса, Горана Бреговича и группы Bat for Lashes.
Стеклянная гармоника
Музыку необычного фантастического звучания издает удивительный музыкальный инструмент из стекла – стеклянная гармоника. Прообразом инструмента послужила игра на стеклянных стаканах, когда звук извлекался прикосновением мокрых пальцев к краю разных по объему емкостей.
Позднее (конец ХVIII в.) стаканы заменили полусферическими чашечками, одинаковыми по форме, но разными по объему, надетыми на металлический стержень. Края чашечек опускались в воду, стержень вращался, и прикосновение к влажному краю чашки издавало мелодичный нежный звук.
Необычное звучание заинтересовало Моцарта, Бетховена, Штрауса, и они написали произведения специально для стеклянной гармоники.
Интересно! Музыка необъяснимо действовала на слушателей, выводя, например, из душевного равновесия, приводя к расстройству психики или пугая животных. В связи с этим в нескольких городах Германии стеклянная гармоника какое-то время была под запретом.
На долгое время стеклянная гармоника была забыта, а сейчас интерес к необычной музыке возрастает, и уникальный инструмент вновь популярен.
Кухонные принадлежности
Оказывается, каждая домохозяйка может стать музыкальной звездой. Для этого сгодится кухонная утварь и капля фантазии. Бытовые приборы можно использовать, как барабаны. Ложками и вилками хорошо отбивать ритм. Стеклянная, а ещё лучше хрустальная посуда, имеет свойство разбиваться очень мелодично.
В 1980 годах группа оригиналов «Хурра Торпедо» из Норвегии начала исполнять «кухонные» хиты. Эгиль Хеберберг играл на гитаре, Кристоф Шау — на морозилке, а Аслаг Гуттормсгаард крушил всё, что можно было разбить. Экспрессивная манера исполнения и до боли обыденные костюмы сделали своё дело. Проект «Торпедо» продержался на сцене около двадцати лет.
Шарманка
Шарманка — так назывался инструмент уличных музыкантов, популярный в викторианскую эпоху. Играть на нём было совсем просто. Нужно было только хорошо накрутить рукоятку барабана, после чего начиналась мелодия.
По сути, это был переносной мини-орган с трубками, мехами, валиком, тростью и клапанами. По мере верчения барабана сложный механизм попеременно то закрывал, то открывал пустоты трубок, из которых лились звуки. Но со временем валики и клапаны стирались. Шарманки начинали сильно фальшивить. Мелодии становились непохожими на первоначальные польки и вальсы.
Затем клапаны попытались заменить листами плотной бумаги, в которых прорезались отверстия. Это открытие позволило делать шарманки меньших размеров.
Патрик Матис, музыкальный новатор из Франции, воссоздал и усовершенствовал инструмент своих предков. На своей шарманке он создаёт классические и современные произведения.
О важности звука и разнице подходов
Более того, верно и обратное — звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима — в монстров.
Цель традиционных музыкальных инструментов — создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх -ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию — оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.
Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов — они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.
В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе — регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.
Синтезатор
Ввиду того, что сегодня в моде электронная музыка, а поп- и рок-группы в качестве инструментальной поддержки часто используют синтезатор, предлагаем познакомиться с ним поближе. В отличие от обычного фортепиано, клавиатура стандартного синтезатора охватывает 5 октав, а не 7. Другими словами, если диапазон фортепиано от контроктавы до четвертой октавы, диапазон синтезатора – от большой до третьей октавы.
При необходимости можно сместить (транспонировать) тональность клавиатуры и получить в свое распоряжение недостающую четвертую октаву (если транспонировать вверх) или контроктаву (если транспонировать вниз). Суммарное звучание останется прежним, т.е. 5 октав, но будет охватывать диапазон либо от контроктавы до второй октавы, либо от малой октавы до четвертой.
Есть образцы синтезаторов всего на 3-4 октавы, но они мало распространены и не слишком применимы на практике. Условно говоря, певице Ани Лорак с ее диапазоном в 4,5 октавы такого инструмента не хватило бы даже для распевки и разогрева голоса.
В Интернете немало уроков в помощь начинающим музыкантам. Выбирать лучше те курсы, где материал систематизирован от простого к сложному. Оптимальный вариант, когда обучение сопровождает ознакомительный инструктаж, как пользоваться электронной частью синтезатора и какие дополнительные функции, кроме собственно музицирования, там доступны. Например, можно пройти бесплатный курс, обучающий игре и работе с функционалом синтезатора Yamaha PSR-2000/2100:
Всего в этом курсе 8 уроков, охватывающих базовые понятия теории музыки применительно к игре на синтезаторе, и эксклюзивные возможности синтезаторов, которых нет у большинства других инструментов. Например, у синтезаторов и цифровых пианино имеется функция автоаккомпанемента.
Если же вы желаете обучиться игре на клавишном инструменте, но таком, который можно взять с собой на вечеринку или в гости, выбирайте аккордеон.
Октобас
Самым крупным по размерам и низким по звучанию смычковым инструментом считается октобас, также именуемый октавный контрабас или субконтрабас.
В основе инструмента лежит суждение некоторых мастеров о том, что размеры контрабаса слишком малы для произведения достаточно низких звуков. Первый экземпляр октобаса был создан французским скрипичным мастером Жаном Батистом Виййомом в 1850 году.
Октобас
Инструмент поражал воображение размером и низким звуком, но большой популярности не снискал — тяжелый и громоздкий, предназначенный для игры вдвоем (один октобасист зажимает струны, второй использует смычок) октобас был дорог и неудобен, да и необходимость наличия в оркестре вызывала много вопросов. Тем не менее, некоторые композиторы писали партитуры специально для октобаса: услышать звучание инструмента можно в произведениях Рихарда Вагнера, Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса.
История современного октобаса начинается с американского мастера Джона Гейера, создавшего четырехметровую версию инструмента ближе к концу XX века. Гойер оснастилоктобас тремя струнами, настроенными на ноты C0 (До субконтроктавы, находится за гранью возможностей человеческого слуха), G0 (Соль субконтроктавы) и D1 (Ре контроктавы). Что же касается практического диапазона инструмента, то он невелик — от С0 (До субконтроктавы) до А1 (Ля контроктавы).
Из-за огромных размеров октабаса, играть на нем можно как самостоятельно, так и вместе с другим музыкантом, стоя на специальном табурете. Техника игры аналогична игре на контрабасе или скрипке.
Машина страха (Apprehension Engine)
Что это
В отличие от других инструментов в нашем списке, машина страха была разработана специально для озвучивания фильмов ужасов. В 2016 году инструмент сконструировали канадский композитор Марк Корвен — автор музыки к хоррорам «Куб» (1997), «Ведьма» (2015) — и гитарный мастер Тони Дугган-Смит.
По словам Корвена, к созданию машины страха его подтолкнуло однообразное и пластмассовое звучание саундтреков к большинству современных ужастиков.
«Жуткий» инструмент состоит из подзвученного деревянного корпуса, к которому привинчены скрученные металлические линейки, пружины и другие материалы.
Как звучит
Когда слушаешь машину страха, понимаешь, что звучание инструмента не нуждается в какой-либо обработке. Металлические скрипы, скрежеты, шорохи и другие звуки «хоррор-устройства» и без того пробирают до мурашек.
Где можно услышать
Инструмент можно услышать в фильмах Роберта Эггерса «Маяк» (2019) и «Ведьма» (2015). Инструкция по сборке «генератора зла» выложена в открытом доступе.