Темы: приразломная

Хранение и отгрузка

Танки для хранения добытой нефти расположены в нижней части платформы — кессоне. Для большей устойчивости к коррозии и износу его стены выполнены из четырехсантиметрового слоя плакированной стали, трехметровое пространство между стенами заполнено сверхпрочным бетоном.

Опасность взрыва устраняется за счет «мокрого» способа хранения, который исключает попадание кислорода в нефтехранилище. Балластная вода, используемая при «мокром» хранении, поддерживает постоянное давление в танке с нефтью, обеспечивая таким образом не только 100-процентную заполняемость резервуара, но и подпор насосам, задействованным при отгрузке.

Об отгрузке нефти с платформы «Приразломное» в программе «Транспорт» на телеканале «России24».

Перекачка нефти из нефтехранилища платформы на танкеры происходит с помощью двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Для предотвращения разлива нефти в процессе перекачки отгрузочная линия оснащена системой аварийной остановки, позволяющей прекратить подачу сырья в течение 7 секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку. Удерживать танкер на месте, несмотря на ветер и волны, позволяет система динамического позиционирования.

Нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (допустимой массой груза) 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» — были созданы специально для работы на Приразломном.

124
тыс. м3
Объем резервуаров для хранения нефти на «Приразломной»

Основные характеристики месторождения

В верхнем слое залегают глины, под ними располагаются нефтенасыщенные слои, которые разделены плотными породистыми перегородками. Месторождение содержит высококачественное сырье. Полезное ископаемое вмещает небольшое количество серы, имеет хорошие характеристики по плотности и вязкости, по результатам анализа напоминая марку Urals.

На основании принятой ОАО «Газпром» концепции работы компании на шельфе предполагается совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений. Этот шаг является составной частью стратегии по комплексному обустройству месторождений Баренцева, Карского и Охотского морей. Ее суть заключается в освоении ряда недалеко находящихся друг от друга месторождений.

Такой подход даст возможность снизить расходы, а также подготовит предпосылки для системной разработки морских месторождений. Большим плюсом в этом случае является полное отсутствие связанной с их эксплуатацией социальной инфраструктуры, хотя с учетом освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения ее объекты в дальнейшем возводить придется. Помимо прочего, потребуются вахтовый поселок перевалочной базы и отраслевой вертодром.

Перспективы

В настоящий момент продолжается разбуривание месторождения российским подрядчиком


скважины

Вообще разведано 17 западноарктических месторождений, причем лишь 2 (Штокмановское и Приразломное) расцениваются как реальный потенциал на будущее. Всем другим специалисты отводят роль «попутчиков», да и то после того, как станут известны сведения, полученные в результате их детальной разведки, а также первые итоги разработки основных месторождений. Разработка арктического шельфа по капиталоемкости пока малопривлекательна, и из-за высокой себестоимости подготовительных операций выбор вариантов ограничен. А инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом некоторых стран, ждать не приходится; особенно после введения против РФ экономических санкций.

История

Месторождение было открыто в 1989 году. В 1993 году лицензия на разработку была выдана Росшельфу , дочерней компании Газпрома , и месторождение должно было быть введено в эксплуатацию к 2001 году. В июне 2000 года «Газпром» и немецкая энергетическая компания Wintershall подписали меморандум о сотрудничестве в области разработки. Приразломное месторождение. Также « Роснефть» хотела присоединиться к проекту. В 2002 году лицензия была передана Севморнефтегазу , совместному предприятию Газпрома и Роснефти. Позже «Севморнефтегаз» стал 100-процентной дочерней компанией «Газпрома». Планируется передать разработку Приразломного нефтяному подразделению Газпрома « Газпром нефть ». Название Приразломное означает «у геологического разлома».

Экологические проблемы

По результатам исследования возможных сценариев разлива нефти в Арктике с нефтяной платформы «Приразломная», выполненного российскими учеными совместно с экологами из Гринпис и WWF России. Гринпис и Всемирный фонд дикой природы «Газпром» не готов адекватно бороться с разливом, связанным с добычей нефти. МЧС России подтвердило, что план «Газпрома» по ликвидации разливов нефти истек в июле 2012 года, что делает любое бурение, проводимое компанией в Арктике, незаконным до тех пор, пока не будет представлен и утвержден новый план. 24 августа 2012 г. группа активистов Гринпис под эгидой Куми Найду поднялись на платформу и вывесили транспарант «Не убивай Арктику».

18 сентября 2013 г. корабль Гринпис Арктический восход совершил облет нефтяной вышки «Приразломная», в то время как три члена экипажа пытались подняться на платформу. В ответ Береговая охрана России захватил контроль над судном и задержали активистов. Впоследствии судно было отбуксировано судном береговой охраны в российский арктический порт Мурманск. Экипаж состоял из тридцати человек шестнадцати национальностей. Российское правительство намеревалось обвинить активистов Гринпис в пиратстве, что влечет за собой максимальное наказание в виде пятнадцати лет лишения свободы. Это была самая жесткая реакция правительства, с которой Гринпис столкнулась со времен бомбардировки «Радужного воина» в 1985 году. Фил Рэдфорд, исполнительный директор Гринпис США. Нидерланды подали в суд на освобождение 30 активистов Гринпис, обвиненных в России в пиратстве. Arctic Sunrise — судно под флагом Нидерландов. Министр иностранных дел Франс Тиммерманс заявил, что Нидерланды подали заявку на Трибунал ООН по морскому праву, который разрешает морские споры между государствами. Нидерланды считают задержание судна незаконным.

Зеленый разлив

Про Greenpeace на «Приразломной» говорить не любят, но если уж говорят, то только не по-доброму. «Капитан судна отвечает только за безопасность своего судна, капитан платформы — за ее безопасность и за безопасность всех судов вокруг»,— рассказывает Костромской. В день в районе платформы проходят пять-семь судов. Вокруг нее есть специальная зона безопасности — 2 км, подойти ближе может только танкер. Но как минимум два раза в зону безопасности входили другие суда. В августе 2012 года на «Приразломную», которая еще не добывала нефть, залезли шесть активистов Greenpeace, которые повесили баннеры «Спасите Арктику». Тогда активисты сами покинули платформу через 15 часов.

А вот после сентября 2013 года о «Приразломной» узнал весь мир. Тогда активисты Greenpeace подошли к платформе на судне Arctic Sunrise и попытались на нее высадиться. «Если даже отбросить политику, неужели они не понимали, что творят? Платформа — это сложный механизм, и опасность как раз в том, что они подходят к ней на судне»,— рассказывает Костромской, и видно, как он злится: повышает голос, делает паузы и подбирает слова, явно стараясь не материться. «В этот момент у нас работали водолазы, которые исследовали кессон. Тут подплывает лодка с этими, водолазы не в курсе. А если бы эти экологи задавили водолазов? Это тоже борьба за экологию?» — распаляется Костромской.

Главный инженер Кошелев долго рассказывает нам про то, что платформа не влияет на экологию. На ней действует технология «нулевого сброса», то есть все отходы собираются и увозятся в контейнерах на большую землю. Вскоре будет закончено строительство поглощающей скважины, куда будут закачиваться отходы бурения и производства. Кошелев показывает нам фотографии подходящих к платформе зимой белых медведей и плавающих рядом тюленей. «Это же животные, их не обмануть. Если бы им мешала платформа, то вряд ли бы они к ней подходили»,— считает Кошелев. И со смехом добавляет: «Может, идут на запах сгущенки?» Потом рассказывает, что однажды видел, как медведь разбил такую банку одной лапой.

На платформе работает технология «нулевого сброса» — все отходы отвозятся на берег

Активисты Greenpeace два раза атаковали «Приразломную», требуя остановить все работы в Арктике

В районе «Приразломной» можно увидеть моржей и белых медведей

Васильев рассказывает, что сами нефтяники никак защититься от акций Greenpeace не могут. «Мы только обливали их водой, но больше ничего сделать не имели права»,— говорит он. Активистов Greenpeace в итоге арестовали пограничники: на Arctic Sunrise даже высадился десант. Их продержали в СИЗО два месяца, затем освободили под залог, а уголовное преследование всей команды прекратилось по амнистии к 20-летию российской Конституции

В курилке обсуждаем с Максом Greenpeace: «Ну я знаю сам, что природа — это важно и все такое. Но я этих гринписовцев не понимаю

Пошли бы работать нормально!»

Учиться и еще раз учиться

Всем известно, что самое губительное в нештатной ситуации — это паника. Не поможет никакая самая передовая техника, если не знаешь, как действовать. «Знаю, но забыл» здесь не пройдет. По-этому учения на «Приразломной» проходят еженедельно. По громкой связи звучит сигнал тревоги, и каждый сотрудник начинает действовать согласно своему «протоколу». Причем в учениях участвуют все, кто находится в данный момент на платформе: хоть журналист, хоть президент. При прилете на «Приразломную» каждый проходит обязательный инструктаж по правилам поведения на платформе. Например, везде, кроме жилых отсеков, запрещено пользоваться любым фото- и видео-оборудованием, включая мобильный телефон — оно может вызвать искру. Фотографы должны использовать только специальное взрывозащищенное оборудование. Находиться на платформе (за исключением жилого модуля) можно только в полном комплекте спецодежды, обеспеченном защитой органов дыхания, каской и очками. Все работники платформы «Приразломная» знают — в безопасности мелочей не бывает.

Запас прочности

Учитывая, в каких условиях работает платформа «Приразломная», возникают логичные вопросы: как вообще она может устоять на месте при подобных внешних нагрузках и есть ли вероятность ее разрушения? Ответы кроются в инженерных решениях и технических характеристиках стального острова: квадратная платформа шириной 126 м и высотой 141 м стоит прямо на дне моря (глубина здесь небольшая, всего 20 метров) под тяжестью собственного веса, составляющего 506 тыс. тонн. Чтобы обеспечить дополнительную устойчивость и защитить грунт под платформой от подмыва, по периметру платформы сделана щебне-каменная отсыпка объемом больше 45 тыс. куб. метров и весом 120 тыс. тонн. Кстати, за счет островного расположения платформы куст эксплуатационных скважин не имеет непосредственного контакта с морской средой — скважины начинаются внутри платформы и сразу уходят в грунт.

Морская вода и коррозия не в силах нанести ущерб стенам основания платформы (кессону). Они сделаны из особой стали толщиной в 4 см, на них нанесено специальное антикоррозионное покрытие и электрохимическая (катодная) защита (). Трехметровое пространство между стенками кессона заполнено сверхпрочным бетоном. И это еще не все.

Катодная защита

Электрохимическая защита от коррозии основана на наложении отрицательного потенциала на защищаемую деталь. Добиться необходимого эффекта удается за счет подключения к защищаемой металлической поверхности постоянного тока. В результате сама поверхность становится катодом и перестает корродировать, а обуславливающий коррозию анодный процесс переносится на вспомогательные электроды, так называемый жертвенный анод. Катодная защита широко применяется для защиты от коррозии наружной поверхности больших металлоемких объектов энергетического комплекса, таких как подземные и наземные магистральные и промысловые трубопроводы, металлических свайных фундаментов в грунте, морских причалов, оснований нефтегазовых платформ, опор мостов или любых других металлических конструкций, в том числе судов, находящихся в морской воде. Впервые на судах катодная защита была применена в 1824 году.

Скважинный контроль

Все скважины на «Приразломной» обеспечены двойной системой защиты от аварийных выбросов: клапаном-отсекателем и дублирующим гидравлическим клапаном, входящим в состав фонтанной арматуры. Это уникальное оборудование было специально разработано для условий Приразломного нефтяного месторождения и учитывает специфику и особые требования к проведению работ именно в этом регионе.

Клапан-отсекатель предназначен для отсечения нижней части скважины при возникновении нештатной ситуации. Он устанавливается на глубине около 150 м от устья скважины. Гидравлическая система соединяет клапан-отсекатель с системой аварийного останова на поверхности. Как только на гидравлическое оборудование приходит сигнал от системы безопасности, давление жидкости на клапан прекращается и он автоматически устанавливается в закрытое положение, изолируя таким образом скважину.

В целях безопасности на устье скважины во время бурения устанавливается противовыбросовое оборудование, включающее в себя универсальный превентор, сдвоенный плашечный превентор и превентор со срезающими плашками, а перед началом добычи его заменяют на фонтанную арматуру, в том числе включающую в себя дистанционно управляемую гидравлическую задвижку. Эта задвижка дублирует функции клапана-отсекателя в случае его неисправности. Работа всех этих систем завязана на автоматизированную систему управления и безопасности (АСУБ). Все устьевое оборудование способно выдержать давление до 35 МПа (примерно 350 атмосфер).

От бушующей стихии платформу «Приразломная» ограждает дефлектор — специальная конструкция высотой 16,4 м из высокопрочной стали, верхняя часть которой имеет наклон для того, чтобы волны не могли перелиться через край. Дефлектор в состоянии выдержать десятиметровые волны и атаку ветра со скоростью 183 км/ч — согласно шкале Бофорта, это 12 баллов из 12, то есть ураган. Хотя такие явления здесь и случаются, согласно статистике, не чаще чем раз в сто лет, в деле безопасности ничего не бывает слишком, поэтому запас прочности основания платформы многократно превосходит реально существующие недетские нагрузки. Оно способно выдержать даже прямой торпедный удар!

«Какой такой Варандей?»

Путь до «Приразломной» преодолевается в три приема. Из Москвы в Архангельск мы с фотографом «Ъ» Дмитрием Коротаевым и редактором спецпроектов «Ъ» Маргаритой Федоровой летим как обычные пассажиры. Дальше нам надо добраться до поселка Варандей на севере Ненецкого автономного округа, который прямо на берегу Печорского моря. Сюда регулярные рейсы уже не летают, только чартеры. Здесь можно оказаться только по работе. Летим из Архангельска больше двух часов.

Давным-давно Варандей был базой оленеводов, а в начале 1970-х стал базой для нефтегазовых экспедиций. К началу 1990-х поселок разросся почти до тысячи человек. Но затем на берег стало наступать море, обычных жителей эвакуировали. В поселке остались только нефтяники, а зимой туда приходят белые медведи, которые ходят по пустынным улицам.

Аэропорт Варандея — небольшое одноэтажное здание. На полосе несколько вертолетов, рядом припаркованы «КамАЗы»-вездеходы, колеса которых диаметром почти с человеческий рост. Мы выходим покурить — дороги от аэропорта нет, вместо нее просто утоптанная полоса посреди тундры, которая уходит непонятно куда. Висит пустое табло с надписью «Прилет/вылет», под ним просьба «вытирать сапоги чисто» и «не ставить сумки на сиденья». Машинально тянусь проверить почту на телефоне, но связи нет: в Варандее работает только МТС.

В Варандее, помимо аэропорта, расположен еще и нефтяной терминал

Аэропорт работает круглый год и может принимать вертолеты и небольшие самолеты

Из Варандея на «Приразломную» регулярно летает транспортный вертолет

Путь из Варандея на «Приразломную» занимает обычно 30–40 минут

Варандей не только край земли, но еще и госграница. Мы проходим таможенный контроль, и в паспорт ставят штамп о ее пересечении. Через пару недель в Шереметьево пограничник подозрительно спросит меня: «А что это у вас за Варандей тут такой?» Сами нефтяники шутят, что работают за границей.

После таможни переходим в зал вылета размером с небольшую московскую однушку. В ней разложены те самые оранжевые гидрокостюмы, в которых мы плавали в бассейне. Экипаж нашего вертолета в таких же костюмах.

Я всегда засыпаю от монотонной работы винта вертолета и сейчас еще до взлета начинаю дремать, но меня бьет по плечу бортмеханик: «Вы особо не расслабляйтесь, поспать не получится, до платформы 60 км — это минут 30».

Кабинет без портрета

В кабинете начальника «Приразломной» Александра Васильева нет окон. Их вообще на платформе почти нет — и поэтому ощущение времени теряется, начинает казаться, что ты в подводной лодке. В остальном это обычный кабинет топ-менеджера нефтяной компании. Экран для видеоконференций, кофемашина, на стене прямо за письменным столом — герб России. А вот и еще одно отличие: типичного для начальственных кабинетов портрета президента страны нет. Вместо него на стене большая фотография «Приразломной», которую три буксира тянут в Печорское море.

Васильеву 33 года, хотя он выглядит старше и даже в компании удивляются его стремительной карьере. Васильев производит впечатление нового «эффективного менеджера», он единственный на платформе, кто ходит в хороших швейцарских часах. Родился на Сахалине, окончил местное отделение Уфимского государственного нефтяного технического университета, успел поработать в Иране, Корее. На «Приразломную» попал из другого проекта «Газпрома» — «Сахалин-2».

«За проектами на шельфе будущее, у меня даже вопросов не было, когда предложили сюда поехать. Сидеть неделю в море я привык»,— чеканит Васильев. Видно, что он уже не впервые отвечает на этот вопрос перед камерами. Васильев недавно женился, пока продолжает жить на Сахалине, но готовится переехать в Санкт-Петербург, где находится офис компании.

Мы идем с ним на экскурсию по платформе. У него особенная куртка — именная: справа на груди вышиты имя и должность. Такие куртки не у всех — только у руководства платформы. Васильев терпеливо, по несколько раз, рассказывает на камеру про каждый модуль платформы — жилой блок, кессон (бетонное основание, «ножка» платформы, которая также служит и резервуаром для хранения нефти), буровую, устройство отгрузки.

Центральный пункт управления

Оператор по добыче нефти и газа. Зона устьев скважен

Кабина бурильщика

На следующий день он улетает и оставляет нас на попечение и. о. главного инженера Сергея Кошелева. Кошелев до «Приразломной» тоже уже успел поработать на шельфе — на платформе ЛУКОЙЛа в Каспийском море. «У меня и фотография есть вместе с Путиным, когда он к нам приезжал»,— рассказывает Кошелев. Мы идем с ним на центральный пункт управления, где операторы следят за всеми системами «Приразломной». Берем интервью у одного из них. Молодой парень Иван стесняется и сбивается, рассказывая о своей работе. Рядом стоит Сергей и в какой-то момент не выдерживает: «Давай, повторяй за мной, не мямли! Центральный пункт управления — это мозг и сердце платформы…»

Сухой закон

Если курить на платформе еще можно, то алкоголь строжайше запрещен. Спрятать и привезти его не получится — просто неоткуда. Можно ли в России найти еще одно такое место? С нами на платформу прилетает гендиректор «Газпром нефть шельф» Геннадий Любин, у которого день рождения. Нефтяники дарят ему торт.

Во время планерки я знакомлюсь еще с одним сотрудником платформы. Узнав, что я журналист из Москвы, он начинает спрашивать, что будет с курсом доллара и на сколько в следующем году вырастет потребительская корзина. Алексей не нефтяник, но очень важный для платформы человек — от него зависит ее жизнь. Он ростом под два метра, в аккуратных очках, но все равно похож на медведя.

Алексей просит не упоминать его имени и должности. Сам он работал на Севере: «Я такого навидался, ты себе даже не представляешь». Рассказывает, как прилетал в какую-то далекую деревню в Мурманской области: «Должны быть дома, а вокруг ничего, почти поле. Только вижу, что на снегу лежат провода». Оказалось, был такой снегопад, что даже столбы оказались под снегом. Алексей всю жизнь проработал на большой земле. И признается, что у него были проблемы с алкоголем: «Приходилось работать по 18 часов, и, естественно, было только одно средство расслабиться». Алексей рассказывает, что ему предложили поработать на платформе случайно. «И я подумал, а почему нет? Это другой мир, да и как-то проще — работаешь месяц, а месяц дома. Ну и проблем с искушениями, таких как на земле, тут нет»,— говорит он.

Алексей спрашивает, как это — жить в таком городе, как Москва? «Не мое. Все какие-то небожители, нет гармонии, а на Севере все на рыбалку вместе ходят. Север уравнивает. И нет здесь жизни обывателя. Поэтому мне вот на платформе посреди моря нравится гораздо больше»,— говорит он.

Мы идем с Алексеем посмотреть, как отгружается нефть на танкер. Наконец повезло с погодой. Все три дня, что мы были на платформе, шел дождь, в море был трехбалльный шторм. А теперь светит солнце, море вокруг перекрашивается из темно-серого в синий. Но на улице все равно холодно. Всего через пару недель начнет появляться первый лед. Огромный танкер «Михаил Ульянов» медленно подходит к платформе. Я смотрю на него и представляю, что будет, если он вовремя не остановится,— судно размером почти с платформу. Танкер тормозит метров за сто.

Танкер «Михаил Ульянов»

Бурение нагнетательной скважины

Швартовка танкера

Костромской стоит с нами на крыше жилого модуля и командует швартовкой по рации. Когда танкер пришвартуют, несколько часов в него будет перекачиваться нефть, гул и вибрация насоса будет чувствоваться на всей платформе. Но нефтяников это не особо интересует.

Мы стоим с Алексеем, и он цитирует мне Форреста Гампа: «Заканчивался дождь, и появлялись звезды. Я люблю перед заходом солнца бывать в бухте, воду покрывали миллионы искр».

Отгрузка будет длиться несколько часов, но уже минут через 30 я начинаю замерзать. Мы с фотографом Коротаевым возвращаемся обратно в жилой блок, идем по коридору, обсуждая, как судно приближалось к платформе, и встречаем Костромского: «Молодые люди, здесь вообще-то спят после смены, а вы кричите. Убавьте тон!» Мы начинаем разговаривать тише и выходим в холл. Там у телефона стоит Макс: «Да… Конечно… Ты права… И я тебя».

Фото: Дмитрий Коротаев, «Газпром нефть», Greenpeace, ТАССВидео: Маргарита ФедороваИнфографика: Лаборатория дизайна НИУ ВШЭ

Открытая лицензия

ПАО «Газпром нефть» (местонахождение: 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 5, лит. А), являющееся правообладателем Произведения, (далее — Лицензиар)

в порядке ст.1286.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет право использования Произведения лицу, желающему использовать это Произведение, и готовому полностью и безоговорочно принять условия настоящей открытой лицензии (далее — Лицензиат).

  • Предмет открытой лицензии: право использования Произведения, то есть конкретного фотографического или аудиовизуального произведения, размещенного на сайте в сети Интернет: https://media.gazprom-neft.ru/, в пределах, установленных настоящей открытой лицензией. На использование каждого Произведения предоставляется отдельная открытая лицензия. Вид лицензии: простая (неисключительная) лицензия. Срок открытой лицензии: 1 год, считая с даты предоставления открытой лицензии. Территория, на которой допускается использование Произведения: территория всего мира. Открытая лицензия является безвозмездной.
  • Открытая лицензия является договором присоединения. Открытая лицензия считается предоставленной (договор присоединения считается заключенным) в момент полного и безоговорочного принятия Лицензиатом условий открытой лицензии (акцепт). Акцептом будут считаться следующие действия Лицензиата: нажатие кнопки «принимаю», расположенной под текстом настоящей открытой лицензии, а равно запись Произведения в память ЭВМ (сохранение, то есть, скачивание файла, содержащего Произведение).
  • Лицензиату предоставляется право использовать Произведение исключительно способами, прямо указанными в настоящей открытой лицензии, а именно:
    — воспроизведение Произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра Произведения в любой материальной форме, а равно запись Произведения в память ЭВМ;
    — распространение Произведений путем отчуждения его экземпляров на безвозмездной основе;
    — публичный показ Произведения с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    — включение Произведения в состав информационных и научных статей, каталогов, энциклопедий и интернет-сайтов. Использование Произведения иными способами запрещается.
  • Лицензиат не имеет права уступать, передавать третьим лицам права и/или обязанности, а равно передавать в залог полученные по настоящей открытой лицензии права. Лицензиату запрещено каким-либо образом перерабатывать Произведение, создавать составные произведения (кроме случаев, прямо указанных в настоящей открытой лицензии), включать Произведение в состав сложных объектов, создавать производные произведения (обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и тому подобного), вносить в Произведение изменения и дополнения. Произведение может использоваться исключительно в том виде, в котором оно размещено на сайте в сети Интернет: https://media.gazprom-neft.ru/. Использование Произведения фрагментарно (отдельными частями) запрещается. Лицензиар не предоставляет Лицензиату право на использование Произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности (новых объектов интеллектуальной собственности).
  • Лицензиат обязуется при каждом использовании Произведения указывать наименование Лицензиара как правообладателя.
  • Использование Произведения с нарушением условий настоящей открытой лицензии признается незаконным использованием объекта интеллектуальной собственности и влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.
  • Лицензиар, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от открытой лицензии, если Лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование Произведения.

Без сложностей не обошлось

Перед началом всех подобных операций — особенно в таких климатически неустойчивых регионах, как Белое и Баренцево моря — необходимо иметь долгосрочный благоприятный прогноз погоды — на 5–10 суток. Для получения максимально точного прогноза сводки получают не менее чем от трех независимых гидрометеорологических центров. Согласно полученным прогнозам, условия были подходящими для начала операции. Однако прогноз есть прогноз, а фактическая погода — фактическая погода.

Увеличенная фотография (JPG, 5,6 МБ)

На третьи сутки операции — 21 ноября, когда платформа находилась на выходе из горла Белого моря, погода резко ухудшилась. Ветер усилился до 15–17 метров в секунду, его порывы достигали 25 метров в секунду, и, предположительно, могли усилиться до 35 метров в секунду. Руководителем буксировки было принято решение об укрытии судов от шторма. Платформа и сопровождавшие ее суда легли на обратный курс. Платформу укрыли от ветра у берега Кольского полуострова в районе Кандалакши, и уже на следующие сутки, после ослабления ветра и получения благоприятных прогнозов погоды, участники операции вновь взяли курс на Мурманск.

Увеличенная фотография (JPG, 6 МБ)

Через пару дней произошла еще одна неприятность — у буксировочного судна ТБС «Нефтегаз 57» отказал двигатель, и ему пришлось выйти из состава буксировочного ордера. Однако помощи не потребовалось — 5 оставшихся буксиров, перераспределив тяговые усилия, с успехом продолжили транспортировку «Приразломной».

Увеличенная фотография (JPG, 2,5 МБ)

Через 9 суток после начала операции — 27 ноября — платформа прибыла в г. Мурманск, а 29 ноября была установлена на 10 якорных линий в районе 35-го судоремонтного завода.

Увеличенная фотография (JPG, 5,7 МБ)

ZABAVDOM
Добавить комментарий