- Когда начинать учиться
- Цилиндр с временами года
- Картинки природа для оформления, картинки времена года для детского сада, школы, детского лагеря
- картинки время года лето
- картинки время года осень
- картинки время года зима
- картинки время года весна
- Картонное дерево с временами года
- Учим времена года: в каком возрасте начинать знакомство?
- Учимся правильно
- Дидактическое пособие дерево «Времена года» методическая разработка (средняя группа)
- Игры
- Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках
- «Времена года» для старших дошкольников
- Учим времена года играя
- Времена года и ассоциации
- Рисуем, клеем, лепим
- Играем в развивающие игры
- Поём и читаем стихи
- Тематические материалы
- Дидактическая игра
- Книги
Когда начинать учиться
Считается, что изучать календарь лучше всего начинать после 4 лет. Однако это не значит, что нельзя попробовать раньше. На самом деле даже в ясельной группе детского сада воспитатели рассказывают свои подопечным о сменах времен года, показывают картинки, описывающие их, видео, вместе с ними наблюдают за переменами в природе во время прогулок и просто из окна.
Так что если вы видите, что ваш малыш вас прекрасно понимает, интересуется, почему листья из зеленых стали желтыми, самое время попытаться объяснить ему происходящее доступными для определенного возраста словами и способами.
Цилиндр с временами года
Такую фигурку, полую внутри, с ажурными стенками, можно использовать и как наглядный материал на уроке, для занятий в детском саду, и как абажур для лампы небольшой мощности в комнате ребенка.
Делается поделка из плотного картона белого цвета. Сначала нужно подготовить основу. Вырезаем заготовку – продолговатый прямоугольник и делим его на 4 равные части, их границы прочерчиваем карандашом. Кроме основы, нужно подготовить своими руками яблоньку, березу, рябину и дуб.
В каждой из 4 частей вырезаем «окна» — в них мы будем вклеивать деревья с признаками весны, лета, осени и зимы. Красим «окна» в характерный для каждого периода цвет.
Затем аккуратно собираем цилиндр — просто склеиваем его.
Картинки природа для оформления, картинки времена года для детского сада, школы, детского лагеря
Красочный и нарядный оформительский набор картинок на тему Времена года подойдет для творческого оформления окон, стен, уголков в детских садах. Материал также будет полезен для создания тематических плакатов и информационных стендов, украшения сцен для праздников.
картинки время года лето
Красочные картинки, вызывающие приятные ассоциации, будут развивать у воспитанников датского сада интерес к природе в летнее время.
картинки большого формата
картинки время года осень
Дары осени, счастливые моменты осенней поры, капризы погоды ― привлекательное наполнение картинок на осеннюю тему для оформления датского сада.
картинки большого формата
картинки время года зима
Плакаты и картинки с зимней природой обогатят знания детей об этой поре. Также они послужат красивым тематическим декором на зимние праздники.
картинки большого формата
Для гармоничного зимнего оформления пригодятся морозные фоны, новогодние шаблоны-картинки и рамки.
картинки время года весна
Информационные плакаты с весенней природой, информацией о месяцах весны и особенностями природы в этом сезоне познакомят ребят с этим прекрасным временем года.
картинки большого формата
Картинки с весенней природой для оформления стендов в детском саду:
Картонное дерево с временами года
Макет такой необычной формы можно использовать не только в качестве темы для занятий в школе или детском саду, но и как дидактический материал.
Для такой поделки понадобятся:
- гофрированный картон (тара для товаров из магазина);
- ножницы, карандаш, линейка;
- клей ПВА и вода, салфетки;
- акриловые краски и кисти для них;
- декор из фетра.
Элементы декора можно сделать своими руками или купить готовые фигурки зверей, цветочки, листву в магазине рукоделия.
Приступаем к созданию основы дерева. Шаблон вырезаем сначала из газеты, потом переносим его на картон и снова вырезаем.
На деталях делаем надрезы до риски – на одной снизу до середины, на второй сверху до середины. Элементы «надеваем» друг на друга.
Теперь нужно установить дерево на круглую основу. Для этого подгибаем «ножки», удаляем гофрированную часть картона, приклеиваем отогнутую часть к круглой заготовке-основе поделки «Времена года».
Можно приступать к отделке дерева. Для этого понадобятся салфетки, вода и клей ПВА. Клей разводим в большой емкости водой из расчета 1*1, смачиваем в растворе салфетки и обклеиваем ими основу своими руками со всех сторон, включая подставку.
Акриловыми красками рисуем на каждой стороне поделки времена года – зиму, весну, лето и осень.
Последний шаг – декор. По ходу украшения объясняем ребенку, какие изменения происходят в природе, как ведут себя животные, к примеру, медведь зимой спит, весной возвращаются птицы, улетевшие на юг и т.п.
Пошаговое видеоруководство изготовления дерева «Времена года»:
Учим времена года: в каком возрасте начинать знакомство?
Все детские психологи и педагоги дошкольного образования считают, что самый оптимальный возраст для обучения – 4-4,5 года. Ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы запоминать большой объём информации. Более того, в этом возрасте он запоминает осознанно, то есть уже может понять реальную разницу между зимой и летом, осенью и весной.
Но было бы неправильным вообще не знакомить малыша с временами года до четырёх лет. Напротив, есть масса игр и занимательных упражнений для детей 1,5-2 лет, благодаря которым он сможет усвоить базовые понятия. Это самое лучшее время для формирования представлений об окружающем мире. Каждый раз, выходя на улицу, комментируйте погоду. Например, идёт дождь или выпал снег, светит солнце или появились тучки, холодно или тепло. Используйте ассоциации: осенью листья жёлтые, а весной они только распускаются, летом растут ягоды, а зимой вокруг только белые сугробы. Эта информация будет откладываться в памяти ребёнка.
В возрасте 2,5-3 лет дети с удовольствием рассматривают картинки. Возьмите любую детскую книжку с красочными иллюстрациями, покажите ребёнку картинку и постарайтесь простым языком объяснить ему, что там изображено. Возможно, он уже и сам сможет это сделать. Но если вы видите, что малыш совсем не проявляет интереса к книге и картинкам, лучше не заставлять его, а дождаться подходящего момента.
В 3,5-4 года кроха уже должен понимать разницу между зимой и летом, осенью и весной. Если регулярно рассказывать ему о природных явлениях, то он сможет описать погоду за окном: например, на улице жарко или, наоборот, холодно, дует ветер или идёт дождь, солнечно или небо затянуто тучками. Многие из этих явлений он в буквальном смысле может потрогать руками. Не нужно запрещать ему пройтись по луже или снять сосульку с крыши. Пусть лепит снеговика, ловит бабочек или собирает цветы на поляне – так он лучше запомнит признаки каждого из четырёх сезонов.
Наверняка к этому возрасту у крохи уже сформировались и свои собственные ассоциации, связанные с забавами и играми: зима – это санки и снежки, лето – бассейн и велосипед. Осенью можно собрать букет из красивых листьев, а весной запустить кораблик по ручью. Если до 3-4 лет вы ещё не начинали изучать времена года, не тратьте драгоценное время и как можно скорее приступайте к знакомству с сезонами. К 5 годам ребёнок уже должен хорошо разбираться в природных явлениях, чтобы можно было сосредоточиться на более информативном погружении в тему.
Учимся правильно
Конечно же, универсальной методики обучения детей-дошкольников не существует, ведь каждый из малышей индивидуален и развивается в своём ритме. Но есть проверенные педагогические практики, благодаря которым процесс обучения будет интересным и эффективным.
В рамках групповых занятий (в детском саду или в центрах раннего развития) сначала следует провести обзорную беседу, в ходе которой педагог сможет понять реальный уровень знаний детей о временах года и природных явлениях. А далее можно разрабатывать план по знакомству с сезонами для следующих занятий.
Занятия не должны быть слишком затянутыми, а сам процесс обучения лучше выстраивать в игровой форме. Сегодня можно найти множество наглядных пособий, книг и красочных материалов на тему природы и времён года. Они есть и в продаже, и в интернете. Используйте их, чтобы заинтересовать малышей и сделать каждое обсуждение увлекательным.
Дидактическое пособие дерево «Времена года» методическая разработка (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 поселка Степной
муниципального образования Кавказский район
Дидактическое пособие — «Времена года»
Подготовила: воспитатель Щеблыкина Кристина Александровна
Дидактическое пособие дерево «Времена года»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.Задачи:Обучающие: расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны года; обогащать словарный запас; активизировать речь.Развивающие: развитие мелкой моторики, развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями; формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности.Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия со сверстниками; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Описание дидактического пособия Основа пособия — фанера, на которой размещены (в определённой последовательности) квадраты, из цветного картона, разных цветов (голубой, розовый, зелёный, оранжевый). В центре размещается ствол дерева с ветвями (вырезанный из цветного картона коричневого цвета). Ветки дерева раскиданы на каждый цвет пособия. Цвета символизируют последовательность времён года (зима, весна, лето, осень). В комплекте имеются предметные картинки, отражающие характерные признаки времён года.
Методические рекомендации по работе с пособиемВариант № 1.Необходимо разместить шаблоны на ветках дерева в зависимости от изменений, происходящих с деревьями в разное время года:
— зимой на дереве можно увидеть снежинки;
— весной на дереве нежно-зелёные листочки и цветочки
— летом дерево покрыто насыщенной зеленой листвой;
— осенью на дереве появляются разноцветные листья (желтые, оранжевые).
Вариант № 2. В зависимости от характерных признаков определённого времени года необходимо разместить предметные изображения на определённый цветовой фон: — фон голубого цвета, символизирующий зимнее время года (снеговик, снегирь, коньки, кормушка, тёплая одежда, санки); — фон нежно-розового цвета, характеризующийся пробуждением природы после зимнего сна «Весна» (сосульки, скворечник, почки на деревьях, гнездо с птенцами); — фон зелёного цвета «Лето» (цветы, бабочки, божья коровка, ягоды); — фон оранжевого цвета «Осень» (тучка, дождик, грибочки, овощи, рябина, зонтик, резиновые сапожки). Данное пособие также находит применение в различных направлениях развития детей и организации различных видов детской деятельности. Например, Познавательное развитие:
Первый вариант: для этого заранее снимаются все съёмные детали и перемешиваются. Ребёнок выбирает нужную деталь и прикрепляет к определённому времени года.
Второй вариант: воспитатель сознательно меняет съёмные детали и просит детей исправить ошибки и объяснить свой вариант.
Третий вариант: воспитатель достаёт картинки с загадками и загадывает их детям. Они отгадывают и складывают картинки к тому времени года, к которому они подходят.
Четвёртый вариант: На столе лежат все картинки, и дети самостоятельно их раскладывают к тому времени года, к которому они подходят.
Речевое развитие.
Варианты дидактических игр:
«Один – много». Воспитатель прикрепляет съёмные детали к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Снежинка – снежинки, бабочка- бабочки, гриб-грибы и т. д.)
«О чем можно так сказать?» Педагог говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например, о чем можно сказать растет, шелестит, распускается, летает.
«Составь рассказ на тему: зима, весна, лето, осень». Используя наглядно дидактическое пособие.
Дидактическое пособие вызывает огромный интерес у детей среднего дошкольного возраста, поскольку они в совместной с воспитателем деятельности, разрабатывают варианты игры с пособием. При работе с пособием у дошкольников, на протяжении всего процесса, поддерживается ярко выраженный интерес, желание творить и создавать что-то новое. Детей переполняет гордость от того, что они сами, своими руками сделали настоящую развивающую игру. Она пользуется популярностью не только у детей нашей группы, но и у других воспитанников ДОУ.
Игры
Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.
Прыгаем по лужам
Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.
Соотнеси картинки
Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальное яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.
Угадай, какое время года
Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.
Разгадываем загадки
Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.
Загадки | Ответ |
---|---|
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? |
(Зима) |
Хоть сама и снег, и лёд, А уходит — слёзы льёт. |
(Зима) |
Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. |
(Зима) |
И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт — В лесу подснежник расцветёт. |
(Весна) |
Из заморских стран далёких Птицы к нам Летят-возвращаются. |
(Весна) |
Прилетела пава, Села на травы, Распустила перья Для всякого зелья. |
(Весна) |
Зелёное, жёлтое, красное, Самое в году прекрасное! Босоногое, щедрое, жаркое, Дачное, пляжное, яркое! |
(Лето) |
Красное, зелёное, жаром опалённое, Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою. |
(Лето) |
Можно купаться и рыбу ловить, Можно по лесу с корзиной бродить, Бегать по лужам под дождиком тёплым И не бояться до нитки промокнуть. |
(Лето) |
Пришла волшебница прекрасная Листву без краски перекрасила. |
(Осень) |
Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. ( |
(Осень) |
Ей, чтобы перекрасить листья, Не нужно красок или кисти: Зелёные летом, они Становятся жёлтыми, красными. |
(Осень) |
Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:
- З.Е. Агранович “Времена года”.
- Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
- Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
- Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.
Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации
Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов
Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках
Сколько стихов, загадок, песенок обо всех порах года существует в детской литературе! Стихи для детей о временах года, как правило, очень живописны, эмоциональны, легко запоминаются.
Музыкальные или художественные занятия некоторые педагоги успешно дополняют и чтением стихов по теме. Так, после прослушивания следующей пьесы из того же цикла «Времена года» – «Апрель. Подснежник», дети могут вспомнить стихи, которые они знают, об этом весеннем месяце, о первых цветах – подснежниках, и, конечно же, если не на этом, то на следующем занятии выразить свои эмоции на бумаге карандашом или красками.
Времена года и месяцы для детей прекрасно иллюстрируются замечательной волшебной сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», благодаря которой за время чтения можно вместе с ее героиней «прожить» весь год, погостить в каждом месяце, узнать, чем каждый характерен. К тому же это еще и урок добра и взаимопомощи.
«Времена года» для старших дошкольников
Для подготовительной группы дошкольников можно провести игру с использованием компьютерных технологий. Педагогу необходимо подготовить слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок дети должны выбирать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.
Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.
Задачи дидактической игры «Времена года»:
- формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком;
- закрепление знаний о признаках весны, лета, осени, зимы;
- закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных птицах;
- формирование умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки, грамотно и последовательно высказываться;
- увеличение познавательной активности;
- развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
- развитие памяти, восприятия на слух и зрение, моторики пальцев рук, умения концентрироваться, логически мыслить.
Первая группа слайдов касается осени. Педагог загадывает загадку, дети угадывают, какое время года изображено. Далее воспитатель задает вопросы: по каким признакам воспитанники определили осень, какого цвета листья на деревьях, в какой одежде люди на картинке, почему они так одеты. На следующем слайде изображены осенние листья, дети должны назвать, от какого дерева они оторвались.
Вторая группа слайдов касается зимы, дети отгадывают загадку, рассказывают, по каким признакам определили зиму, как одеты люди. На втором слайде из представленных животных выбирают тех, что впадают в спячку. На третьем из представленных картинок выбирают правильные ответы на загадки про снежинку, снеговика, снегопад, мороз, иней, сосульки.
Дальше дошкольники рассматривают весну, отгадывают загадку, объясняют выбор картинки, рассказывают, как одеты люди. На втором слайде выбирают среди изображенных птиц перелетных. На третьем из представленных изображений выбирают ответы на загадки про подснежники, солнце, траву, ручьи, капель, грачей.
Далее дети рассматривают лето, дают ответ на загадку, объясняют выбор картинки, объясняют почему люди на ней легко одеты. На втором слайде подсчитывают количество бабочек в прямом и обратном порядке. На третьем выбирают из представленных грибов съедобные.
В завершение игры педагог просит детей нарисовать любимое время года.
Учим времена года играя
Изучать времена года для детского сада противоестественно без применения подвижных игр, ведь дети этого возраста не могут долго сидеть на месте, к тому же движение им просто необходимо для полноценного физического и психического развития.
В правильно подобранных игра времена года для детей дошкольного возраста перестают быть неинтересным, сложным и трудно доступным материалом.
Во время подвижных игр ребятишек можно познакомить:
- со сменой времен года,
- с изменениями в природе в ходе каждого сезона,
- с календарными месяцами,
- с видами одежды, соответствующей времени года.
Кроме всего прочего, занятия-игры помогают развитию наблюдательности, любознательности, укрепляют память. Правильно построенная игра учит детей бережно относиться к природе.
Времена года и ассоциации
Не нужно изучать времена года по порядку. Начните с контрастных сезонов и ассоциаций с ними:
Зима – холод, мороз, снег, сугробы, Новый год и Дед Мороз, ёлка, подарки, тёплая куртка, шапка и варежки.
Лето – жара, яркое солнце, цветы, бабочки, катание на велосипеде, отдых у речки, прогулки в парке.
Следующий этап – разговор о двух оставшихся сезонах:
Весна – пробуждение природы, ручьи, капель, первые зелёные листочки, возвращение птиц.
Осень – красочное убранство деревьев, листопад, алые гроздья рябин, уборка урожая, дождь и слякоть.
Используйте живописные образы для каждой поры. Постепенно ребёнок сам начнёт составлять небольшие рассказы о зиме, весне, лете и осени по сюжетам детских книг и картинок.
Рисуем, клеем, лепим
Среди огромного ассортимента наглядных пособий можно найти множество книг и наборов для творчества по теме «Времена года». Это могут быть раскраски, наборы для аппликации, книжки «с окошечком»
Используйте их, чтобы развивать внимание, образное мышление, мелкую моторику рук. И параллельно обсуждайте изменения в природе
Детям постарше будет полезно поработать с пластилином и природным материалом. Слепите вместе с ребёнком ёжика, несущего на спине яблоко, и объясните ему, что так животные готовятся к зиме. Или используйте цветную бумагу, клей и ножницы, чтобы сделать аппликацию с сюжетом про бабочек и цветы или со снеговиком и ёлкой.
В продаже есть книжки с наклейками. Они нравятся малышам любого возраста, ведь с их помощью они могут своими руками создавать красочные картинки. Сюжеты в этих книгах могут быть абсолютно любыми. Главное, чтобы во время занятия ребёнок учился рассуждать. Любые идеи для творчества будут полезны, а обучение – увлекательным.
Играем в развивающие игры
Пазлы, лото, тематические карточки – всё это без проблем можно найти в продаже. Более того, если вы ориентируйтесь на раннее и всестороннее обучение ребёнка, у вас под рукой должно быть как можно больше разных развивающих игр. Только не забывайте, что наборы для обучающих игр нужно подбирать в соответствии с возрастом крохи. Даже если на картинке изображён любимый сюжет о лесных животных, вряд ли трёхлетний малыш сможет собрать пазл с большим количеством деталей.
И совершенно точно лото с самыми простыми картинками не будет интересно ребёнку 5-6 лет. В этом возрасте дошкольники чувствуют себя по-настоящему взрослыми, поэтому уже готовы заниматься серьёзно. Они уже не раз наблюдали за сменой сезонов, а значит, могут многое рассказать о явлениях, природе, поведении животных в разные времена года. Пришло время расширить багаж знаний. Почему бы не заняться изучением погоды на разных континентах?
Только не стоит слишком углубляться в это вопрос. Достаточно рассказать ребёнку, что в некоторых странах лето длится почти круглый год. Жители этих мест не знают, как выглядит снег. А вот пингвины и белые медведи живут в окружении льдов и сугробов постоянно. Наверняка ребёнку будет не так просто понять причину этих явлений, поэтому вам придётся вкратце и в доступной форме объяснить, что происходит это из-за разницы климатических поясов. Используйте для объяснения карту, а ещё лучше – глобус. В продаже есть атласы для дошкольников и модели солнечной системы, которые будут полезны для рассказов о том, как меняются времена года. Покажите наглядно, что в одних точках нашей планеты солнце светит круглый год, а куда-то его лучи почти не попадают. Эти знания обязательно пригодятся в школе.
Поём и читаем стихи
Каждый сезон – это новые краски, запахи, ощущения, явления. Найдите соответствующие возрасту стихи и песенки, и ребёнок будет с удовольствием заучивать небольшие четверостишия о зимних забавах или летних развлечениях. Чтобы игра и обучение были интересными, песенки можно напевать вместе с ним. А ещё есть не менее интересные загадки, пословицы и поговорки.
Тематические материалы
Полный комплект тематических карточек о различных временах года для детей. Картинки очень красочные и интересные.
Дидактическая игра
Игра на сортировку про Времена года для детей:
Сами картинки времен года для детей для игры:
Самые простые карточки с изображением мультипликационных героев из мультфильмов о различных временах года.
Плакат с картинками времен года для детей. Картинки взяты из пособия Школы 7 гномов «Времена года.»
Книги
Всем рекомендую при изучении тематики «Времена года» купить или скачать вот это пособие от Школы 7 гномов:
Скачать эту книги бесплатно можно здесь.
Пример страниц изнутри книги:
Плакат про сезонную одежду и времена года для детей:
Очень хорошая тематическая книга про времена года для детей Шалаевой Галины Петровны. В ней подобраны различные игры и материалы на тему времени года для детей различного возраста.
Вот как она выглядит:
Здесь Вы можете посмотреть пример изнутри этой замечательной книжечки:
Времена года с Винни Пухом для детей: