- Плетеный узор
- Современная интерпретация
- Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому
- Солярная розетка и тенгрианство
- Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)
- Татарский орнамент как проявление культуры
- Виды орнамента и типы мотивов
- Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера
- Значение тюльпана в культуре и орнаменте
- Узоры для детей: творим вместе с малышами
- Восточные узоры: в гости к сказке
- Цветовая гамма и декор
- Разберемся в понятиях
- История наряда
- Праздничные наряды
- Праздничная национальная одежда
- Немного истории
Плетеный узор
К тюркскому пласту истории относится время возникновения плетеного узора – устойчивого орнамента декоративного искусства татар. Ранние кочевники оплетали для прочности, деревянные опоры жилищ веревками. Этот технический прием был воспринят номадами как обязательный элемент визуального образа жилища и трансформирован мастерами последующих поколений в веревочный орнамент, который в настоящее время применяется в домовой резьбе у татар. Так в Мамадышском районе Татарстана распространено полиморфное изображение пернатых на наличниках окон, состоящее из двух основных деталей. Одна из них воссоздает контур тельца птицы, другая – воспроизводит хвостик, выполненный в виде веревочного бордюра.
По материалам Людмилой Михайловной Шкляевой Тюркский орнамент домовой резьбы у татар Среднего Поволжья Фото на постере: kruzheva.lib.tomsk.ru
Подробнее: https://milliard.tatar/news/nacionalnyi-ornament-kakie-simvoly-i-stili-bytuyut-v-bytu-u-tatar-614
Современная интерпретация
Современный костюм — это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде
У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак
Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
Современные девушки преимущественно носят длинные платья А-силуэта с воланами на рукавах, воротником-стойкой. Фасон может варьироваться, но закрытость наряда до сих пор является обязательным условием. Головной убор при этом остался неизменным. Современный татарин носит широкие штаны и камзол, иногда используется пояс, которым подпоясывают рубаху. Мужской костюм практически не претерпел изменений, разве что выглядит он куда более стильно и уместно для модных веяний 21 века. Хотя все больше наблюдаются тенденции европеизации повседневной одежды татар, национальный костюм все так же глубоко почитаем, ведь в нем ярко воплотились самобытность культуры и удивительное мастерство народного творчества, накапливаемые столетиями.
Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому
Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь — искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим или скачать в интернете. Вот такая схема легкая, ее сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.
Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще
Солярная розетка и тенгрианство
Образ Тенгри у древних тюрков ассоциировался с солнцем и небом и воплощался в виде солярной розетки. Многообразные формы розеток известны по памятникам Золотой Орды, Волжской Булгарии и артефактам древнего тюркского происхождения. Например, среди изделий из Пазырыкских курганов, созданных мастерами V-IV вв. до н. э., была обнаружена деревянная подушка, украшенная восьмилучевой розеткой. В форме четырехлепестковых розеток изготовлены деревянные бляшки седельных покрышек, найденных в могильнике на Алтае. Некоторые окончания псалий конского снаряжения завершались круглыми дисками с розетками. Розетками оформлены стенки гроба эпохи хунну (I в. до н. э. –I в. н. э.). Розетками и трилистниками декорировали изделия салтовские (болгаро-хазарские) мастера VIII–X веков.
Эстетическое влияние салтово-маяцкой культуры на декоративно-прикладное раннебулгарское искусство связано с массовой волной переселенцев из Хазарского каганата на Среднюю Волгу. Воспринятые через творчество поколений орнаментальные розетки вошли в народное искусство домовой резьбы. Традиционно крупные розетки и их сегменты располагаются на воротах, что является отголоском кочевого прошлого предков современных татар. Древний обычай оформлять входные кошмы юрт родовыми знаками и орнаментом, послужил в дальнейшем основой для обычая украшать деревянные двери кочевых жилищ узорной резьбой. У татар двери дома «спрятаны» за оградой, поэтому декорируются обозримые издалека створки ворот.
Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)
Молоточный орнамент.
«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.
Плетенка.
«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.
Свастика.
Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.
Круг.
«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
Узоры в виде животных.
Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).
1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе
Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия
Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.
2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.
Татарский орнамент как проявление культуры
Татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, войны и союзы, уклад жизни, верования не могли не отразиться в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия.
По своему быту и мировоззрению нация отличалась от селившихся рядом племен и была обособлена. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным.
Виды орнамента и типы мотивов
Образ жизни народа заметно повлиял на узоры, которыми украшались различные изделия. Преимущественно татарский национальный орнамент имеет ярко выраженное влияние древнего земледелия. Но если внимательно изучить работы мастеров, то можно заметить, что проявляется и влияние культуры скотоводства кочевых предков народа.
Татарские узоры и орнаменты имеют три типа мотивов: геометрический, цветочно-растительный и зооморфный. Характерной особенностью является их контурное завершение.
Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным.
Мастера создают как простые формы, так и сложные букеты. Цвета, которые используются для орнамента, яркие, богатые и хорошо сочетаются. Мотивы стилизованы и имеют множество трактовок.
Важную роль играет то, в каком порядке элементы узора расположены и как сочетаются между собой.
В цветочно-растительных мотивах, которые используются для творчества, существуют три направления: степное, луговое и садовое. В зависимости от того, в какой местности проживал мастер или мастерица, те или иные татарские узоры и орнаменты преобладали.
Для степного направления более характерны мотивы с изображением стилизованных маков, тюльпанов, незабудок, гвоздик. Луговые мотивы пестрят цветками шиповника, колокольчика, ромашки, васильков. Садовые направления были характерны для городских поселений. Изображались преимущественно георгины, хризантемы, розы, астры.
Зооморфные рисунки практически не используются. Это объясняется требованиями религии, так что татарский орнамент очень редко содержит образы животных. Однако мастера, которые все-таки решаются на зооморфные мотивы в своих изделиях, стилизуют их настолько, что не всегда можно понять, какой зверь изображен.
Зачастую геометрический татарский орнамент не является самостоятельным элементом изделия, а выполняет вспомогательные функции. Использование фигур зависит от того, на что наносится изображение. Например, в ткачестве преобладают геометрические мотивы, а в вышивке — цветочные, расположенные с геометрической точностью.
Элементы, используемые в орнаменте. Их возможности. Приемы передачи задумки мастера
Прежде всего стоит обратить внимание на то, как используется в татарском орнаменте тюльпан. Он представлен в виде остроконечного трилистника с различной степенью изгиба
Реже встречаются пятилистники. Волнообразные линии под рукой мастера обрастают листочками и образуют «виноградную лозу».
На одной ветви может оказаться и виноград, и меандр, и георгин, и гвоздика. Татарский орнамент с геометрическими мотивами использует как простые фигуры (треугольники, ромбы, круги, квадраты), так и сложные (шестигранные розетки, ступенчатые фигуры, восьмилучевые звезды).
Растительный орнамент имеет еще одну отличительную особенность – асимметрию элементов. На одной ветви прекрасно уживаются цветы, которые в природе никогда не растут рядом или цветут в различные месяцы года.
Значение тюльпана в культуре и орнаменте
У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Для данного народа это, прежде всего, символ возрождения. Тюльпан находится на флаге Татарстана.
Во-вторых, тюльпан неразрывно связан с религиозными воззрениями мусульманского мира. Цветок ассоциируется с именем Аллаха. Написание названия растения на арабском состоит из тех же букв, что и имя бога мусульманского мира. С точки зрения нумерологической системы Абаджа (каждая буква имеет собственное число) сумма букв в словах «тюльпан» и «Аллах» одинакова и равна 66.
Роза также находит частое отображение в татарских орнаментах. И опять-таки по религиозным причинам: она является символом пророка Мухаммеда. И хотя цветы сильно стилизованы, человек, который разбирается в символах и культуре татарского народа, обязательно сможет прочитать татарский орнамент.
Узоры для детей: творим вместе с малышами
Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов — способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор, это может быть рамка для текста или оконтовка для любого рисунка. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.
Порядок работы следующий:
Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.
Выполнить следующий набросок.
Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.
Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.
Далее, постепенно подбирая нужные краски или карандаши, закрасить полученный узор.
Вот и вся хитрость. Дальше уже можно использовать более сложные эскизы. Стоит потренироваться на создании единичных элементов.
Орнаменты и узоры украсят будни. Особенно, если они изготовлены своими руками. Стоит только посмотреть на них и настроение улучшится. Попробуйте сами это увлекательное и красивое искусство, добавьте в повседневность нотки новизны, и жизнь заиграет новыми красками. Попробуйте рассмотреть все виды орнаментов, например русско народные, алтайские, тувинские, их можно росписать на тарелке.
Восточные узоры: в гости к сказке
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует.
К примеру, обычная розетка — символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.
Восточные узоры сегодня снова набирают популярность
Самые частые мотивы восточных узоров — это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки — ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.
Цветовая гамма и декор
Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.
Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:
- степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
- луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
- сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.
Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.
Разберемся в понятиях
Кто ты, что ты есть в этом мире, как тебя воспринимают окружающие, говорит ли твоя одежда о тебе и скрывает ли твои мысли от других? Должна ли ты извиняться за свой выбор или это просто новое модное течение? Сколько сегодня разговоров на тему сокрытия себя женщиной перед окружающим миром – не счесть.
Каждый считает себя экспертом. А благодаря тому, что все больше визуальных источников оседает в новом жизненном пространстве для человека – интернете, где стираются социальные рамки и где все больше мы черпаем для себя новые знания, возникает иллюзорное ощущение, что наша история на поверхности, а скрытые нюансы и различия растворяются в жерновах истории. В угоду мнения одних что-то упускают, а что-то, наоборот, выносят на первый план, забывая, что однобокий взгляд совершенно не раскрывает все то богатство, которое сокрыто в днях прошлых столетий.
Говоря о традиционном костюме татарской женщины, мы также не смогли уйти от этой проблемы, когда даже исследователи имеют настолько разные мнения, что одни категорично отрицают сокрытие своего тела татарками в традициях народной одежды, а другие считают данный факт нормой повседневности. Следовательно, изначально необходимо разобраться в дефинициях.
Фото из коллекции Национального музея РТ / Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»
Обратимся к словарю Р. П. Андреевой, определяющий хиджаб как название любого вида женской уличной одежды, скрывающей лицо и фигуру (например, паранджа, чадра). Итак, необходимо понимать, что в первую очередь хиджаб – принцип сокрытия аурата (запретных участков тела), а уже затем конкретная форма одежды. К тому же, раскрывая образ татарской женщины, ее комплекса одежды именно в этнографический период, когда урбанизация города еще не стерла нюансы традиционной одежды, нужно учитывать конфессиональную принадлежность, статус, половозрастные особенности и социальное положение.
К примеру, на рубеже XVIII-XIX столетий в своем путешествии в Казань 1800 года Максим Невзоров описывал быт татарской женщины: «Живет в назначенном себе покое… никакому мужчине, кроме мужа и тех, кому он позволит, не показываясь. Если на дворе нечаянно татарка встретится с мужчиной чужим, то она или отворачивается, или закрывает лицо своими руками».
Карл Фукс считал, что татарской женщине на селе было легче: «По моему мнению, деревенские татарки гораздо счастливее городских. Они пользуются свободой и проводят время, подобно нашим русским поселянкам; исправляют все домашние дела и полевые работы; летом беспрестанно в лесу, в поле; зимою за пряжей, весною за тканьем; нет свободной минуты для скуки. Ходят без покрывала…»
В конце XIX века в иллюстрированном спутнике по Волге Л.С. Монастырского отмечалось, что если на гулянье татарка тщательно закрывает свое лицо и грудь, то не стоит и любопытствовать – это или старуха, или очень некрасивая женщина… А если случай или умысел распахивает завесы скромности, то они вызывают ревнивый и дикий взгляд следом идущего татарина.
Фото: Рамиль Гали, ИА «Татар-информ»
История наряда
Свою историю классический татарский костюм начал с XVIII века. Татарский наряд — явление абстрактное, поскольку каждая подгруппа этого народа носила одежду, которая имела существенные отличия от того, что надевали другие представители этой национальности. Например, традиционный наряд крымских татар сильно отличался от одежды поволжских. Наибольшее влияние на оформление народного костюма оказали именно последние.
На характер одежды повлияла религия и традиции Востока: она украшалась изящными орнаментами, учитывала высокие нормы морали. Но главный фактор, который обусловил внешний вид и состав татарского наряда, — это странствующий образ жизни, чтобы одежда была удобна для езды верхом. В ней было комфортно и летом, и зимой. Она лёгкая, но при этом тёплая.
О татарском национальном костюме вы узнаете из этого видео.
В пошиве костюма использовались разные материалы:
- мех;
- ткань;
- натуральная кожа;
- войлок (верблюжий или овечий).
В наше время национальный костюм татар в обиходе почти не встречается. Но он широко используется в качестве сценического и танцевального наряда.
Праздничные наряды
По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.
Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.
Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.
Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.
https://youtube.com/watch?v=ZtBlZ6izMMA
Праздничная национальная одежда
В национальном костюме для празднования всегда наблюдалось изобилие украшающих элементов, такое одеяние шилось из дорогих тканей, даже сегодня оно выглядит шикарно. Особое место в гардеробе отводилось свадебному платью. Согласно традициям, выполнялось оно из материалов вишневого, зеленого, бирюзового, светло-голубого цветов. А вот в современном исполнении встречаются уже и белые наряды, которые в 18–19 веках считались траурными. Обязательные условия — закрытость платья и длина макси. На голову девушки надевают полотно или расшитый калфак. Для жениха предлагается синий костюм, на нем много узоров, атласных лент, меховой ворот. На ноги молодоженам надевают узорчатые сапоги, выполненные в мозаичной технике.
В татарском костюме для танца присутствует жилетка-разлетайка, отороченная мехом, или укороченный камзол. На голову танцовщик надевает шапочку с кисточкой или покрывалом. Наряд обязательно должен быть свободным, а подол хорошо расправляться во время активных движений.
Немного истории
История создания современного татарского национального костюма берет начало с 18 века, хотя, по мнению многих историков и исследователей, основные характерные черты одежды начали зарождаться еще во времена Средневековья. Достаточно обширное понятие «костюм» совмещает в себе вещи, которые носили не только в Татарстане, но и в Поволжье, Казани, Крыму. На формирование наряда повлияли образ жизни, местность, традиции, религия, а в особенности восточные мотивы.
Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры в одежде, поэтому татары очень щепетильно относились к этим элементам. Для циркуляции положительной энергии и близости к природе любого рода вырезы обрабатывали специальными узорами, изначально это были стрелы, впоследствии они сменились спиральками и завитушками. Кроме этого, полотно покрывали орнаментом, который использовался в качестве оберега. Наносили его лишь на определенные места: максимально плотно узоры располагали на верхней части женского наряда, ведь именно грудью каждая мать вскармливает детей, зона таза считалась особо интимной, поэтому ее ничем не украшали.
Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев.