15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами

15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе рассматриваются плакаты, охватывающие советскую эпоху 20-80-х годов ХХ века. С самых первых лет существования советского государства его пропагандистская деятельность играла заметную роль в политической и общественной жизни страны. Неотъемлемой ее частью были агитационные плакаты, которые следует отнести к изображениям сочетающим вербальные и невербальные элементы, нацеленные на комплексное воздействие на адресата. По сравнению с другими средствами пропаганды они имеют ряд преимуществ: постоянство обращения, краткость и доходчивость призыва, устойчивость и яркость визуального образа.

Становление советской наглядной агитации пришлось на период гражданской войны, ожесточенного вооруженного противостояния внутренним и внешним врагам. Уже тогда обозначилась ее огромная политическая роль: «Всякий срывающий плакат или заклеивающий его афишей совершает контрреволюционное дело», – гласил призыв тех времен.

В зависимости от избранного метода воздействия на адресата их можно разделить на несколько типов. К первому следует отнести так называемый пропагандистский плакат, особенность которого заключается в наличии иллюстративно-объясняющего или повествовательного компонента. Другой обширный пласт материалов составили собственно агитационные плакаты, призывы которых обычно выражены более обобщенной темой и лаконичным лозунгом.

Если кратко охарактеризовать художественную жизнь России 1917-1930 годов, то эксперимент по созданию нового общества, ожидание новой жизни, бедность народа и бурное развитие промышленности, отсутствие строгой государственной системы и цензуры, огромное количество идей по реконструкции общества привели к следующему. Художники отрицали каноны прошлого и чувствовали особую свободу, активно участвовали в создании нового общества, создавали новое, революционное искусство. Задачей большей части художников стало формирование новой жизненной среды — «жизнестроение», что осуществлялось через внедрение искусства в быт. Активно развивались авангардные течения.

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»

В чем отличие от афиш?

Основное отличие плаката от афиш в том, что информирование о каком-либо событии, мероприятии или же создание предложения не включено в его задачи. То есть информативность в любом ее проявлении вторична, если речь идет о плакатах.

Агитационный плакат содержит только призыв к действию, он может и вовсе не нести никакой информативной нагрузки. А если она и есть, то представлена графической составляющей – рисунком, фотографией или же чем-то иным, что было задействовано для оформления фона.

Афиша же, хоть во многом и схожа с плакатом, несет в себе информацию о предстоящем мероприятии или же событии. На ней в обязательном порядке указываются время и место проведения, контакты организаторов и информация о том, где можно приобрести билеты, или же о предоставлении права свободного посещения. Также в афише содержится и краткая информация о характере предстоящего мероприятия, то есть указано, что именно будет проводиться – спектакль, выставка, концерт и так далее. Если речь идет о мероприятии, в котором участвуют конкретные люди, то обычно указаны и их фамилии или же творческие псевдонимы. Агитационный плакат всего этого лишен, а афиша, в свою очередь, не призывает к конкретным действиям, а предлагает их осуществить.

Советские плакаты про алкоголь и пьянство

Просветительские в той же мере относятся к антиалкогольным или плакатам про пьянство. Однако этот раздел можно отнести к отдельному разряду.

В СССР и сегодня идёт борьба с такой пагубной привычкой, как пьянство. Алкоголь разрушает человека, его семью, делает человека неспособным к эффективному труду, плодотворной жизни. В плакатах тех времён данная проблема отражена весьма ярко. Каждый плакат — яркое указание на то, что пьющий человек для общества становится неприятным, тормозящим прогресс и даже лишним.

Особый расцвет антиалкогольных плакатов приходится на времена, когда был введён Сухой закон. Тогда борьба с алкоголизмом была на высоком уровне. Это было отражено и в плакатах, которые буквально кричали о том, что спиртное погубит любого, кто к нему притронется, что необходимо иметь трезвый ум, чтобы стать настоящим героем Светского Союза.

Это интересно: Автомобильный музей Шанхая: изучаем главное

Обзор плакатов ВО для мероприятий

О художниках

Среди них было и творение Кукрыниксов под названием «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». На плакате советский воин протыкал штыком Гитлера, который был изображен в образе какой-то нечисти, вылезающие из подписанного ранее договора о ненападении на СССР. Этот плакат стал одним из лучших плакатов времен Великой Отечественной Войны.

Топ-5 плакатов

Агитационный плакат «За Родину! За Сталина!»

«Родина-мать зовет»

Этот плакат появился уже в июле 1941 года. Автором был все тот же Ираклий Тоидзе.

Сам плакат был создан довольно спонтанно, после того, как было сообщено о начале войны от Советского Информбюро. Прообразом «родины-мать» и собирательным образом всех советских женщин стала жена художника Тамара Тоидзе, которая вбежала к мужу с сообщением о начале войны. Заниженая линия горизонта на плакате придает образу еще большую монументальность. Встревоженное лицо и традиционный жест грузинских женщин создали призывающий и всем понятный образ. В одной руке «родина-мать» держит присягу военнослужащих, напоминая о гражданском долге каждого мужчины.

«Не болтай!»

До начала войны и в ее процессе на территории СССР действовали многочисленные диверсионные группы и немецкие шпионы. Им было совершено множество диверсионных действий – обрывы линий электропередачи, уничтожение гражданских и военных объектов, нарушено водоснабжение в крупных городах, разрушены мосты, убиты многие военные и политические деятели.

«Выстоять!»

Этот плакат появился в самое сложное время Великой Отечественной Войны, в 1942 году, когда немецкие войска подбирались уже к Москве. Автор плаката Н. Жуков. На самом плакате изображен солдат, зубами завязывающий окровавленный бинт на руке, а второй рукой замахивающийся гранатой. В самом плакате интуитивно читается образ врага – немецкого солдата, которого нужно сдержать любой ценой.

«Воин Красной Армии, спаси!»

Это агитационно-эмоциональный плакат, созданный В. Корецким.

Первый раз был опубликован 5 августа 1942 года в газете «Правда». На плакате изображена женщина, которая защищает собственного ребенка. На первом плане мы видим окровавленный и направленный на беззащитных людей штык немецкого солдата. Этот плакат вызывал особую ненависть солдат Красной Армии к врагу. Плакат выполнен в черно-белом варианте, при этом ярко красным выделен только окровавленный штык, что дополнительно подчеркивает кровавость фашистов.

«Выступали — веселились, отступали – обслезились» 

Этот агитплакат создан в 1942 году и выполнен в виде карикатуры. Авторами творения являются художники Б. Ефимов и Н. Долгоруков. Сам плакат поделен на два сюжета. В верхней части плаката изображены немецкие солдаты, которые победным маршем шагают на завоевание СССР.  На дальнем плане можно разглядеть образы Геринга, Гитлера и Геббельса, провожающих солдат в направлении «Nach USSR».

5 Получи трактор! Художник неизвестен, 1930

«Машино-тракторная станция – рычаг коллективизации». Покупайте тракторные обязательства! Удвоим и утроим количество МТС».

Машино-тракторные станции (МТС) были частью усилий Сталина по коллективизации хозяйств по всей России.

Зажиточные крестьяне – кто с большим трудом накопил больше земли, чем надо подверглись нападкам коммунистической политики и пропаганды, как друзья капиталистов и враги истинных крестьян.

Обратите внимание, рабочие читают газету вместе во время перерыва: грамотность и стремление к обучению поощрялись, особенно среди рабочего класса. Конечно, грамотность не позволяла читать рабочим всё, что им нравилось

Что это такое?

Агитационный плакат, как и любой другой, является броским, заметным издали изображением, содержащим в себе призыв или же информативный заголовок. Иными словами, это призыв к определенному действию, заключенный в четко и однозначно воспринимаемую визуально графическую формулу. Плакат может быть отпечатан любым из существующих способов или выполнен вручную, то есть просто нарисован.

Призыв к действию может быть прямым или же завуалированным. Во втором случае плакат будет содержать краткий заголовок информирующего типа, побуждающий граждан на раздумья и подводящий их к определенным выводам, за которыми следует конкретное действие. Как правило, завуалированно оформляется агитационный плакат на выборы в органы власти. Если на печатной продукции изображается кандидат на фоне «светлого будущего», а заголовок прописан абстрактной фразой, к примеру «за добро», то данный агитационный материал выполнен как раз в завуалированном варианте. Подразумевается то, что потенциальный избиратель, посмотрев на плакат, решит, что именно этот кандидат воплотит в жизнь представления человека о добре, справедливости и прочем. Уверившись в этом, отчасти благодаря использованному на плакате фону, избиратель отдает свой голос в день выборов за использовавшего завуалированный агитационный плакат кандидата.

Разумеется, плакаты применяются не только при агитации перед выборами. Они могут быть задействованы в любой области человеческой жизнедеятельности. К примеру, плакат может призывать сдать донорскую кровь, вымыть руки перед едой, не опоздать на работу, соблюдать тишину или же посетить какое-либо мероприятие или магазин.

Когда появились плакаты?

Принято считать, что современные агитационные плакаты уходят своими корнями в середину позапрошлого столетия. Считается, что искусство плаката родилось благодаря эволюции и попыткам объединения шрифтовых, наборных объявлений с афишами.

Необходимость в плакате появилась из-за возникновения различного рода манифестаций, демонстраций и общественных акций. Одних только лозунгов на белом листе бумаги было недостаточно для привлечения общественного внимания и воздействия на власть имущих.

Задействовались плакаты не только на политических митингах. Большей частью они были востребованы на акциях, устраиваемых профсоюзами, ставящими своей целью не политические изменения, а всего лишь улучшение условий трудовой деятельности и, разумеется, увеличение заработной платы. Таким образом появился первый агитационный плакат по охране труда.

Многое для развития искусства плаката сделали художники, работавшие в жанре постимпрессионизма, например, Анри Тулуз-Лотрек. Благодаря постимпрессионистам плакаты обрели присущую им и по сей день лаконичность и избавились от множества витиеватых орнаментальных деталей, визуально перегружающих изображение и мешающих его однозначному восприятию.

Однако тот факт, что впервые о плакатах заговорили с середины позапрошлого столетия, не означает их появление из ниоткуда именно в данный исторический временной промежуток. Прародителями плакатов являются гравюры и картинки в жанре лубка. К примеру, агитационные гравюры больших размеров, применявшиеся на территории современной Германии во время Реформации и крестьянских волнений в XVI столетии, полностью отвечали всем критериям и характеристикам плаката.

Запоминающиеся иллюстрации

Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.

Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 годИзображение: Public Domain

Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате синяя одежда и головные уборы помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий

И. Янг, А. Черномордик, 1930 годИзображение: Public Domain

Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 годИзображение: Public Domain

Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но выпускали и более привлекательные картинки.

Советские плакаты про работу и труд

Особое место в искусстве плакатов уделялось трудовой жизни. Советский Союз всячески воспитывал в людях правильное отношение к труду. Вся власть — рабочим, все возможности — рабочим, весь мир принадлежит тем, кто трудится.

Советские плакаты про работу наглядно показывали успех рабочего человека и пагубность лени, вызывали осуждение тунеядства. Как правило такие плакаты были очень яркими по своим образам. Образы рабочего и тунеядца представлялись характерными, контрастными. Такие изображения имели определённую силу, и в этом есть настоящее искусство. Далеко не каждый художник сможет создать произведение, способное пробудить в человеке искренние чувства, эмоции, и стать для него мотивирующим.

Это интересно: Поездка в Шанхай, советы для самостоятельных путешественников

Родина мать зовёт!

Огромный скачок в развитии жанра совпал с Первой мировой войной, когда в связи с требованиями и разногласиями огромных масс народа были выявлены глубокие классовые, национальные и религиозные противоречия. Оказалось, что плакат востребован более других видов искусства и на этом переломном этапе истории. Особую роль и широкое распространение получил пропагандистский плакат, как раз в это время возникает знаменитая метафора: «шершавый язык плаката».

Заманчивая и амбициозная мечта на руинах старого мира и старой культуры построить новое свободное общество и новое пролетарское искусство, казалось, вот-вот осуществится. Однако двигать «культурную революцию» и создавать дивный новый мир было необходимо на территории страны, где подавляющее большинство населения было неграмотным. Как в таких условиях пропагандировать «великие» идеи и как их защищать? С помощью плакатов! В это же время в дело вступил знаменитый трибун революции Маяковский, создавший вместе с другими художниками-авангардистами телеграфное агентство «Окна РОСТА».

Плакаты РОСТА представляют собой многокадровую композицию, каждую часть которой можно назвать определённым «символом». В главных ролях в их произведениях выступают узнаваемые персонажи: буржуи, пролетарии, крестьяне, священники, кулаки и другие обобщённые образы. Конечно, под каждым изображением была лаконичная, как правило, рифмованная подпись – слоган. Плакаты РОСТА можно назвать своеобразной «газетой» для неграмотных.

Маяковский рисовал топорно, но зато понятно. Например, нерадивому рабочему противопоставлялся счастливый, карикатурно изображённый буржуй, который прямо назывался «врагом». В нижней части этого же плаката ситуация обстояла совершенно иначе: типичный труженик, работающий молотом изо всех сил, противопоставлялся всё тому же капиталисту, который уже не злобно ухмылялся, предвкушая победу над пролетариатом, а удивлённо стоял с открытым ртом.

Мысль тут, конечно, очень простая, но подана талантливо и лаконично: «Работай – победим врага. Будешь отлынивать – проиграем». Для малограмотных заводских рабочих такие плакаты – лучшая мотивация, на них всё просто и понятно, а мерзкое, ненавистное лицо буржуя постоянно подстёгивает к всё более и более упорной работе.

Плакаты о победе

Большой вклад в победу в Великой Отечественной Войне, часто неоцененный людьми, внесли агитационные плакаты о победе. Они побуждали собраться с силами и встать на защиту Родины.

Они придавали решимости в борьбе с врагом. Они побуждали граждан трудиться вдвойне за тех, кто ушел на фронт – так женщины, дети и старики вносили вклад в победу.

Эти плакаты и сегодня заставят задуматься. Предлагаю посмотреть на них.

Наверное, это самый известный на сегодняшний день плакат времен СССР о победе.

С помощью таких плакатов призывали молодёжь вступить в ряды солдат.

А это отличный плакат, иллюстрирующий вклад мирных граждан в победу.

И еще один. Не обязательно идти на фронт, чтобы помочь одержать победу

Важно – помогать тем, кто в бою

Плакаты, порочащие поступки

Основная идеология СССР – хорошее образование, гарантирование занятости молодежи, отсутствие алкоголя и тунеядства. С этими целями отлично справлялись агитационные плакаты.

Они показывали народу, какое поведение неприемлемо в обществе.

Сегодня роль таких плакатов играют надписи в общественном транспорте «Не курить», «Не материться» и другие. Предлагаю на примере плакатов изучить, какие поступки в СССР считались неприемлемыми.

В Советском Союзе алкоголизм был неприемлем. Интересно услышать ваше мнение – считаете ли вы такой подход правильным? Хотели бы такой режим сегодня?

Еще один пример отношения СССР к алкоголю.

И к курению.

Прикольные плакаты СССР

Многие плакаты могут сегодня показаться достаточно забавными или как это сегодня говорится «прикольными». Они являются такими же агитационными и просветительскими, однако могли быть выполнены с юмором. Смешные фразы и образы уходили в народ. Фразы в которых есть умная мысль, посыл, но при этом в которых есть юмор, запоминались людьми ещё лучше, так как их можно было позаимствовать для своего лексикона.

Далее вы можете увидеть собрание плакатов СССР по разным тематикам. Конечно же, здесь представлены не все, и даже не 1%, так как за время существования искусства плакатов их было создано тысячи.

Углубиться в теорию

Самое главное — следить за текущими трендами. Почитайте наши статьи об актуальных тенденциях в области дизайна, векторной графики, анимации, фотографии и видео.

Книги

Начать можно с истории графики и плакатного искусства.

Собрание более 500 избранных российских рекламных плакатов.

Для тех, кто уделяет большое внимание цвету. Новинка рынка книг — исследование французского медиевиста Мишеля Пастуро об истории синего цвета в западной культуре

Должно быть очень интересно.

Для тех, кто свободно владеет английским языком, — отличная книга по использованию цвета в дизайне.

Бестселлер в мире англоязычной типографики. Авторитет книги признан как любителями классики, там и сторонниками авангарда.

Сайты

Отличный сайт для подбора цветовых схем.

Подбор цветов согласно теории цвета. Научный подход к выбору оттенков.

Популярная палитра цветов для веб-дизайна с кодами.

Отличный ресурс о шрифтах, типографике, леттеринге и буквах. Можете чему-то научиться или просто почитать что-то новое.

Библиотека крутой типографики.

Буржуй, притаившийся на дне бутылки

Во второй половине ХХ века плакат в СССР завоёвывает практически все области человеческой жизни: его можно увидеть в городах, на территории фабрик и заводов, в колхозах, деревнях, школах, больницах, детских лагерях. Плакат проникает повсюду и становится неотъемлемой частью обихода советского человека.

В то время борьба с алкоголизмом принимала достаточно серьёзные обороты, так как немало представителей трудоспособного населения вместо работы предпочитали «прикладываться к бутылке». Поэтому появился такой подтип социальных плакатов, как антиалкогольные плакаты.

Такой резкий спрос на алкоголь возник из-за того, что после окончания Гражданской войны в стране, где был отменён запрет 1914 года, с возвращением к гражданской жизни, вернулся и возросший интерес к алкогольным напиткам. Запрет на открытую продажу водки вызвал появление большого количества бутлегеров, у которых самым ходовым товаром был самогон.

Именно против него была развёрнута главная кампания пропаганды, и Маяковский одним из первых нанёс удар, написав «Убирайся — самогон!» В стихах пьянство интерпретировалось как политическое зло, автор предлагал бороться с ним знанием, просвещением и культурой.

Нельзя не упомянуть и о знаменитом плакате «Нет!», который настолько популярен в современной России, что даже стал интернет-мемом, а мемы распространяются с ошеломляющей скоростью. Никакой особой подачи или стилистической тонкости в этом плакате нет, но, может, оно и к лучшему, не зря говорят, что всё гениальное – просто!

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Всё гениальное — просто

Начало 19-го века – время становления капиталистического строя и, естественно, каждое торгово-промышленное предприятие старалось «переиграть» своих конкурентов. Можно сказать, что толчком к развитию плаката послужила именно их коммерчески-рекламная функция. Благодаря своей простоте и красочности плакат мог быстро и не очень дорого выполнять возложенные на него задачи.

Во-первых, в суматохе дней у человека не было особо много времени на то, чтобы вчитываться в рекламные объявления или вслушиваться в речи уличных глашатаев, но плакат манил своими яркими красками и броскими лозунгами, буквально «выдёргивая» потребителя из суеты дней и заставляя обратить на себя внимание. Можно сказать, что наибольшую популярность в России плакат приобрёл во времена становления советской власти, когда использовались знаменитые агитационные и социальные постеры против борьбы с пьянством, за вступление в партию и прочее

Можно сказать, что наибольшую популярность в России плакат приобрёл во времена становления советской власти, когда использовались знаменитые агитационные и социальные постеры против борьбы с пьянством, за вступление в партию и прочее.

Политикам нужно было объединить общей идеей огромную массу людей, большинство из которых были малограмотными рабочими или крестьянами. Понятные рисунки с не менее понятными лозунгами привлекали пролетариев своей простотой и близостью к народу, поэтому плакатные тиражи достигали небывалых величин и служили основным оружием Советов в «культурной революции».

Наиболее знакомая форма исполнения социального плаката связана с техническими возможностями, которыми обладали художники позапрошлого века: бумага или холст, кисти и краски. Именно поэтому вначале социальный плакат родился в технике рисования. Авторы создавали живопись, графику или портрет, к которому была добавлена фраза, информирующая о цели обращения создателя плаката к зрителю. Всё это богатство мысли могло отразиться на огромном полотне и превратиться в крошечную открытку или листовку.

Всероссийский конкурс социального дизайна убедительно доказал, что принять участие в соревновании могут не только взрослые, но и пятилетние. Многие из них прекрасно понимают, какой должна быть социальная модель, защищающая семью и её ценности, определяющая Родину и выражающая такое понятие, как любовь к ближнему.

Если к примитивным, но верным, по своей сути, рисункам детей добавить такой же простой, но западающий в душу слоган, то получится отличный социальный плакат, примеры которых мы нередко встречаем на билбордах нашей необъятной страны.

Глава 1. Советский графический дизайн и реклама

Начало ХХ в. русское искусство проходило этап перестройки форм, обновления творческих задач и условий художественной жизни. Начинается новая полоса в истории русской изобразительной культуры. Новое поколение художников подвергло пересмотру устоявшиеся традиции скульптуры, живописи, прикладного искусства и графики.

Большую роль сыграла группа художников и критиков, состоящих в объединении «Мир искусства». Художники «Мира искусства» не были настроены революционно, наоборот, они отходили от современной и социальной жизни, находя вдохновение в наиболее утонченно-романтических эпохах прошлого.  Композиция страницы, рисунок шрифта, заставки, концовки в виде виньеток — все тщательно продумывалось. Взгляды научного сообщества на предметное определение отечественного дизайна опираются на мощный комплекс общетеоретических (философских) и художественно-эстетических концепций, связанных с общими проблемами культуры и искусства. Богато снабженный журнал иллюстрациями, стал одним из образцов искусства книжного оформления, где мир искусники выступили подлинными новаторами. Однако графические методы художников данного объединения были современны, немногословны и сформированы на стилистике модерна. Прогресс и открытие новых методик в данных областях и обусловили предпосылки развития различных сфер дизайна как отдельного творческого направления в искусстве.

Шрифтовая композиция

Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.

На этом плакате текст визуально нескучный. Он легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.


Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 годИзображение: «Виртуальный Русский музей»

Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.


В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годыИзображение: Buyenlarge / Getty Images

В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.