Соединение букв

Соединение букв

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию. 

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно.  Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

Аудиокниги известного автора-фантаста Кира Булычева. Произведения понравились детям и взрослым. Эта легкая и увлекательная фантастика обладает отличным юмором, захватывающим сюжетом и непредвиденной концовкой.

Рекомендации родителям:

На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее

Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент
Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Как научить ребенка писать. Упражнения для развития письма

Фаина Афанасьевна Кафинькина

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Фаина Афанасьевна Кафинькина
Блог
Верхние и нижние соединения.
ЗАПИСЬ #150 В ЗАКЛАДКИ

09 мая 2014, 01:39, автор — хозяйка блогаФаина Афанасьевна Кафинькина

Верхние и нижние соединения. Читаю старую методичку (СССР)
Нижние соединения — 1 класс. Верхние только во втором, когда навык нижних закрепился. Из опыта- Верхнее соединение в первом часто не прямая линия, а прогибающаяся — это деформирует букву 0 в А и т.д. Почему же в ШК РОС- в прописях ВЕРХНЕЕ СОЕДИНЕНИЕ дается сразу.
Ведь в СССР-методичке четко написано — Верхнее соединение формируется на основе умения писать срочные В и др., ТЕ. сначала учим писать В, а уж потом во втором объясняем целесообразность сразу полуовал продолжить верхним соединением.
Ничего не понимаю, почему Чистописание изменилось — у детей мускулатура стала по-другому развиваться? Или что? Почему пролетают сразу целый блок?

2014-05-09 05:50:54 — Марьяна Федоровна РженичеваВсе соединения даются сразу по мере изучения букв.
Никаких провисающих — `прогибающихся` в системе Занкова нет. Сейчас уходят различные петельки и веревочки в соединениях
2014-05-09 06:56:26 — Фаина Афанасьевна КафинькинаПровисающие — это то, что я в тетрадях вижу с верхним соединением у некоторых.
А вот как было в 86 году и правильно ведь. У Эльконина же для 6-ти леток вообще только НИЗ, а оказывается в традиционке тоже только низ. Цитата
`Так, в 1 классе, учитывая недоразвитость костно-мышечного аппарата пальцев и недостаточную координацию движений всех звеньев руки, с одной стороны, и трудности, связанные с решением многочисленных задач при овладении грамотой, с другой, в `Прописях` предлагается только один вид соединения — соединение внизу. Тем самым рука подготавливается к безотрывному нижнему соединению.
Во 2 классе на уроках чистописания вводится еще один прием соединения этих букв — верхний`
(источник Пособие для учителя четерыхлет.нач.школы. 1989)
А что теперь-то случилось? Руки другие стали, почему с первых уроков у нас все соединения идут?
А поняла, раньше приходили, не умея писать. А теперь, наверное, 1 класс проходится условно в детском саду- поэтому
2014-05-09 07:45:16 — Марьяна Федоровна РженичеваДа верхнего соединения и нет, по сути, среднее и нижнее…
2014-05-09 07:49:19 — Фаина Афанасьевна Кафинькинаов — сверху. Но видимо, изменения связаны именно с общей подготовленностью детей
2014-05-09 07:52:39 — Марьяна Федоровна Рженичеваов — нижнее! Овал слева, вниз, вправо, обвод и соединение снизу вверх длинной линией
2014-05-09 08:00:08 — Фаина Афанасьевна КафинькинаУ нас верхнее дается и нижнее сразу в Федосовой и у Илюхиной верхние в 1 классе уже
Вот пример с ОС Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
2014-05-09 08:00:19 — пользователь отключенКомментарий отключен модератором
2014-05-09 08:00:56 — Фаина Афанасьевна КафинькинаА если ОС дети делают ближе к среднему, то происходит провисание соединения и Ос превращается в АС
2014-05-09 08:22:32 — Марьяна Федоровна Рженичеваос — как с в.

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Как подготовить руку к письму

Для подготовки рук будущих первоклассников педагоги составили список специальных заданий.

Регулярные упражнения тренируют мелкую моторику у детей любого возраста:

  1.   Подготовить руку помогут пальчиковые игры, но не стоит отдавать приоритет только одной руке, независимо от того, правша или левша ребенок.  Конечности должны быть одинаково задействованы.
  2. Раскраски — веселое времяпрепровождение развивает творческое воображение и готовит пальчики к письму.
  3. Специальные тетради-обводилки для будущих школьников. Авторы предлагают обвести картинки или большие буквы по точкам, начертить линии, не отрывая карандаш от бумаги (лабиринт).
  4.  Прописи — первые учебные пособия разрабатывают для детей 4–5 лет, 6–7 лет, для 1—2 класса, для 3, 4 класса. Прописи знакомят малышей с печатными и прописными буквами, слогами. Бывают и математические пособия с цифрами и числами, тетради по русскому, английскому, немецкому, французскому и другим языкам.

Как исправить почерк

Многие люди считают, что красивый почерк формируется в школьном возрасте, и взрослые уже не смогут его исправить. На самом деле улучшить его можно независимо от возраста: как первоклассник, так и взрослый человек способен поставить руку. Однако это результат продолжительных и регулярных тренировок.

При этом важно соблюдать правила и учитывать нюансы:

  • Удобное место для письма — необходимо хорошее освещение,стол выбирают с твердой поверхностью, стул со спинкой. Эти условия особенно важны для малышей, детей 3-6 лет, младших школьников, но также рекомендованы и для взрослых.
  • При работе нельзя спешить, необходима максимальная сосредоточенность на процессе.
  • Подходящие канцелярские принадлежности. Ранее специалисты утверждали, что для успехов в каллиграфии, постановки хорошего почерка нужно использовать перьевую ручку. Сегодня допускается и шариковая, но с тонким стержнем.
  • Учебный материал — дети используют прописи для соответствующего возраста. Они учатся писать по точкам, штриховкам или пунктирам. Взрослые могут завести тетрадь в узкую линейку и тренироваться в ней. При желании скачивают готовые онлайн прописи, учатся правильно писать соединения букв, их элементов, слоги и предложения.
  • Первоначально следует написать ровные и параллельные линии, круги и другие простейшие формы. Затем переходить к буквам и слогам.
  • При необходимости обращаются к мастерам каллиграфии, они подскажут, как пишутся буквы и соединения, в которых есть ошибки. Посоветуют упражнения, улучшающие мелкую моторику рук и почерк.

Не стоит ждать быстрых результатов. Каллиграфия улучшится после упорных и регулярных тренировок.

Как научиться правильно и красиво писать

Обучить школьника сразу красивому почерку легче, чем впоследствии переучивать и исправлять ошибки.

Родителям дошколят и первоклашек помогут советы опытных педагогов:

  • Каллиграфический почерк невозможен без развитой моторики пальцев. Для этого необходимо чаще рисовать карандашами, лепить из пластилина, заниматься оригами, бисероплетением. Для самых маленьких будут интересны и полезны игры с крупой. Для этого взрослому нужно смешать немного гречки и риса, а ребенок их переберет.
  • Красивый почерк непосредственно связан с прямой осанкой. Малышу нельзя горбиться, пока он пишет в прописи. Спина должна быть ровной, для этого его усаживают на стул с твердой спинкой. При этом компьютерные, крутящиеся кресла не подходят.
  • Качественная ручка для правописания. Необходимо подбирать канцелярский товар с тонким стержнем. При выборе между гелевой и шариковой ручкой отдают предпочтение последней, поскольку она не царапает бумагу. Место для захвата пальчиками должно быть сделано из резины. Такая ручка не будет скользить в детских руках, в отличие от пластикового или металлического аналога.
  • Захват ручки. Правильное положение в руке: ручка лежит на среднем пальце, большой и указательный палец ее удерживают, а безымянный и мизинец — прижаты к ладони. При неверном захвате нельзя добиться красивого почерка.

Выполнение правил каллиграфии поможет ребенку научиться красиво писать буквы от А до Я, слова, цифры и числа.

Когда начинается обучение письму

Дошкольники 5-6 лет чаще всего уже знают все буквы и умеют их писать в печатном виде. В 1 классе дети начинают изучать письменные буквы и правила их соединения. Часть педагогов считает, что до школы не следует обучать малышей письменным буквам.

Если учитель в классе станет объяснять написание в другом порядке, ученику может быть трудно переучиваться. Кроме того, он будет скучать, пока другие дети учатся писать. Такое расслабленное состояние на уроках может негативно сказаться на обучении, когда класс сравняется в своих возможностях и начнутся более сложные темы.

Кроме того, навык письма в дошкольном возрасте тренируется мало. Поэтому есть риск, что, рано научившись писать, ребёнок закрепит корявый почерк и неверное написание букв.

Если родители решили научить малыша прописным буквам до школы, этот навык нужно постоянно тренировать. При этом не стоит заставлять малыша, все занятия лучше проводить в игровой форме.

С детьми дошкольного возраста проводятся занятия по подготовке к письму. Период подготовки дошкольников к письму называется пропедевтическим (подготовительным).

Если ребёнок успешно пройдёт этот этап, научиться писать буквы в школе не составит никакого труда.

Этапы обучения письму условно разделяют на три:

  1. Начальный. Он наступает довольно рано. Уже с 1.5-2 лет дети начинают проявлять интерес к рисованию. С этого и начинается неосознанная подготовка к письму. С 3-4 лет тренировка навыков рисования становится целенаправленной.  Чем раньше малыш начнёт рисовать каракули, тем успешнее пройдёт подготовительный этап обучения письму в старшем возрасте.
  2. Обучение письму печатными буквами. Этап совпадает с обучением чтению, возраст детей 4-6 лет. Полезно давать задания на переписывание слов и их прочтение. Можно писать под диктовку слоги и короткие слова, когда ребёнок научится неплохо читать.
  3. Обучение письменным буквам. Этому предшествует пропедевтический период, в котором ребёнок тренирует моторные навыки. Прописные буквы дети начинают писать в 6-7 лет. К этому моменту у них достаточно хорошо сформирована мелкая моторика и они становятся более усидчивыми по сравнению с дошколятами.

Пропись в наши дни

С развитием компьютерных технологий буквы, написанные изящным округлым почерком, стали уже не столь важны. Многие работы можно теперь выполнять с помощью технологий, значит, красиво выписывать буквы на бумаге уже не обязательно.

Русский алфавит переживает новую эпоху в своем существовании. Чтобы выучить алфавит, теперь не обязательно обращаться к букварю. Эту роль могут принять на себя видео пособия, магнитные и говорящие электронные азбуки.

И почему-то становится жаль наш алфавит и его прошлое

В Древней Руси особое внимание уделяли красоте выписанных букв, а монахи посвящали года переписыванию одной книги. Конечно, сегодня никто не будет этим заниматься, но пропись хранит не только нашу историю и весь русский алфавит, но и создает отпечаток характера человека

И хотя буквы прописью на компьютере не напишешь, не лишайте ребенка удовольствия почувствовать волшебное прикосновение руки к бумаге. Как бы ни развивалась техника, рукописи не отойдут в прошлое!

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

Как писать прописные буквы русского алфавита

Порядок изучения прописных букв базируется на уровне сложности написания. При обучении чтению буквы изучались по простоте артикуляции и частотности (А, О, У и др.).

Для формирования правильного написания используют копировальный метод. Его применяют для коррекции почерка школьников. Это многократное обрисовывание по точкам букв. При этом методе осмысленность снижается, поэтому использовать его можно только тогда, когда ребёнок хорошо знает написание буквы, но ему трудно с технической стороны.

При изучении написания определённой буквы используется следующий алгоритм:

  1. Демонстрация заглавной и строчной букв. Как и в обучении чтению, используются сравнения с объектами действительности. Обязательно нужно соотносить печатные и прописные буквы. Их графическое изображение может сильно различаться.
  2. Графические упражнения на элементы букв. Это наклонные и прямые палочки, крючки, полукруги и т. д. 

Педагог демонстрирует написание буквы. Ребёнок пробует вслед за взрослым написать её в воздухе. Полезно также, когда малыш пишет пальчиком по рассыпанной крупе.

  1. Обводка букв, дописывание недостающих элементов.
  2. Письмо букв по образцу в прописях.
  3. Способы соединения с изученными ранее буквами.

Дошкольники и младшие школьники лучше всего обучаются в игре. В школе игровых методов становится меньше, но их использование по-прежнему повышает уровень усвоения знаний. Помимо занятий в прописях и тетрадях можно использовать игры, в которых требуется вписать недостающие буквы, найти их на картинке, исправить неправильно написанные и т. д. На уроках рисования можно пользоваться пальчиковыми красками. Нужно пробовать писать красками прописные буквы.

Виды

Обычно выделяют «чистые» виды дисграфии, то есть одиночные, и смешанные. 

«Чистые» виды дисграфии

Акустическая

Связана с нарушением фонемного распознавания. 

Ребёнок не может различить близкие по звучанию звуки:

  • гласные (голУби-голОби), 
  • мягкие и твёрдые (шлЯпа-шлАпа), 
  • звонкие и глухие (диктанТ-диктанД), 
  • шипящие и свистящие (маШина-маСина), 
  • аффрикаты, то есть сложные звуки (Центнер-Сентнер). 

При этом отдельные звуки малыш произносит чётко и правильно, нарушений слуха у него нет.

<<Форма демодоступа>>

Оптическая

Связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений — ребёнок не способен воспринимать пространство: величину, размер, положение, форму.

Обычно ребёнок:

  • добавляет лишние элементы к буквам (петельки, палочки, крючки) или отнимает их, например, вместо «м» получается «л»;
  • путает буквы с похожим написанием, но различным расположением в пространстве, например, «ш» и «т»;
  • пишет буквы в зеркальном отражении — характерно для левшей.

В основном, оптическая дисграфия проявляется во втором классе, когда дети уже знакомы со всеми буквами — и печатными, и письменными.

Аграмматическая

Связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Ребёнку будет трудно: 

  • употреблять слова правильно: например, заменит землянику на клубнику, потому что последняя ему хорошо знакома;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • описывать предметы;
  • называть несколько действий одного предмета подряд;
  • образовывать множественное число, например, «ухи» вместо «уши»;
  • подбирать уменьшительные формы, например, «козлёнки» вместо «козлята»;
  • составлять приставочные глаголы, например, «заглянул» вместо «выглянул»;
  • создавать относительные прилагательные из существительных, например, «кожевый» вместо «кожаный»;
  • согласовывать части речи: например, «смешной девочка»;
  • подбирать предлоги, например, «автобус едет на дороге»;
  • строить сложные по структуре предложения и соблюдать последовательность членов предложения, например, «Мальчик по дороге шёл, но велосипедист за ним ехать» вместо «Мальчик шёл по дороге, а за ним ехал велосипедист». 

Артикуляторно-акустическая

Несмотря на двойное название, тоже относится к «чистой» форме. Связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия.

Возникает, когда у ребёнка в устной речи проявляются нарушения звукопроизношения. Например, «Зелёный Зонт» он назовёт «Селёным Сонтом». 

Дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза

Связана с несовершенством восприятия, анализа и синтеза.

Ребёнку сложно: 

  • определить звук в слоге; 
  • назвать место звука в слове или последовательность звуков всего слова;
  • придумать слова на заданный звук;
  • собрать слово из звуков, особенно есть они даны в неправильной последовательности, например, «м, о, д» для слова «дом»;
  • различить звук и букву, слог и слово, предложение и текст;
  • удержать во внимании все буквы, слоги и слова на письме;
  • верно написать слово, например, «весена» вместо «весна», «кулбок» вместо «клубок», «зииима» вместо «зима», «кур ица» вместо «курица», «облак» вместо «облако». 

 Часто в таком случае выпадают гласные. Например, «крц» вместо «курица». 

Сюда можно отнести дисграфию, в которой сочетается два и более вида.

Генератор прописей

Чтобы составить прописи, выберите на панели  нужные вам функции.

Вид страницы: в косую линию, в узкую линию, в широкую линию.
Выбор страницы зависит от степени подготовленности вашего ребенка.
Для написания цифр используйте страницу в клетку.

Вид шрифта: пунктирный, сплошной серый, сплошной черный.
Для обводки букв выберете пунктирный шрифт или сплошной серый.
Для самостоятельного письма по примеру — сплошной черный.

Положение страницы: книжное, альбомное.

В отдельной строке напишите задание.
Например: обведи буквы, пропиши по образцу, пропиши самостоятельно по образцу и т.п.

Далее заполните форму текстом на свое усмотрение.
Это могут быть отдельные буквы, слоги, слова. Пропишите те буквы и слоги, при написании которых у вашего ребенка возникают трудности.
Вы можете вписать предложения или текст (стихотворение, загадку).

Для перехода на новую строку и корректного отображения текста используйте кнопку ENTER.
В книжном формате ширина строки порядка 40-42 знака, учитывая пробелы. В альбомном формате ширина строки порядка 55-58 знаков.

С помощью онлайн генератора прописей вы можете составить, скачать и распечатать задания для детей любой сложности.
Вы можете создать прописи не только на кириллице. Используя латинскую раскладку клавиатуры, вы можете сгенерировать прописи по английскому и немецкому языку.

Для дошкольного возраста используйте пунктирный шрифт и страницу с косой линией.
Пропишите отдельные строчные и заглавные буквы, слоги и слова для обводки.

Для первоклассников можно создать прописи уже со сплошной линией.
Вы можете написать по одному примеру, оставив строку пустой для самостоятельного письма.

Вы так же можете с помощью генератора прописей составить грамматическое упражнение для ребенка.
Напишите слова или текст с пропущенными буквами. Это могут быть словарные слова, слова с проверочными гласными, слова с приставками и т.п.

Не забудьте про цифры
Используйте страницу в клетку и пунктирный шрифт. Можно распечатать не только прописи с цифрами, но и прописи с математическими примерами, составив их самостоятельно.

Напомню, что если вам необходимы  задания с математическими примерами по математике воспользуйтесь Генератором примеров, который поможет вам создать и распечатать  математические примеры для детей  разного уровня подготовки.

Надеюсь, что сервис по созданию прописей поможет вам в обучении ваших детей.
Данный генератор будет полезен для составления прописей, как для дошкольников, так и для школьников младших классов.
Для самых маленьких подойдут уже готовые развивающие прописи.

Буду рада обратной связи, отзывам и предложениям.

Так же буду признательна за поддержку в развитии генератора :))

Как изменить почерк пошагово

Шаг 1. Проанализировать свой почерк

Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.

Обратите внимание на следующие факторы:

  • встречается ли у вас печатное написание букв;
  • одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
  • какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
  • есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
  • насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.

Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».

Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт

Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.

Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:

  • заглавных букв;
  • различных сочетаний гласных и согласных;
  • букв с верхними и нижними элементами («д», «у», «в» и т. д.).

Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.

Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради

Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.

Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.

Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее

  • всегда нижнее соединение бывает в словосочетаниях «ве», «вы», «вь», «фа», «фи», «юр», «юс», «ол», «ом», «оя»;
  • всегда верхнее соединение в словосочетаниях «он», «ог», «од», «оз», «во», «ву», «ви», «вз» и т. д.

Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма

Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.

Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.

Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.

Письмо основных элементов

Элемент «Наклонная линия»

  • Наклонная линия Диагональная наклонная Двойная наклонная
  • С верхней строки пишу наклонную вниз; Делаю поворот вправо; Пишу диагональную наклонную до середины строки.

Элемент «Двойной крючок»

Речевая формула: Из середины строки пишу диагональную наклонную вверх; Делаю поворот вправо; Пишу вниз крючок до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Петля

  • С верхней строки пишу вниз двойную наклонную; Делаю поворот влево, пишу небольшой полукруг; Пишу вверх диагональную наклонную; Делаю «завязочку» на нижней рабочей строке; Довожу наклонную до середины строки.

Речевая формула:Элемент «Верхняя петля»

  • С нижней трети строки пишу вверх диагональную наклонную; Пишу маленький полукруг влево; Пишу вниз наклонную линию; Делаю «завязочку» на середине строки.

Речевая формула: Из середины строки пишу вправо горизонтальную линию с небольшим прогибом.

Речевая формула: В нижней трети рабочей строки пишу вправо полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Нижний полукруг»

Речевая формула: В верхней трети строки пишу влево полукруг от точки 1 до точки 2.Элемент «Верхний полукруг»

(Может быть написан сверху или снизу, направление движения зависит от буквы.) Речевая формула:

• Пишу полукруг в трети строки;

• Пишу полукруг в трети строки;

Элемент «Правый полуовал»

• В верхней трети строки пишу полукруг
Влево;

• Пишу наклонную вниз

• Пишу крючок вправо до середины
Строки.

Элемент «Левый полуовал»

• В верхней трети строки пишу
Диагональную наклонную вправо;

• Пишу наклонную до нижней трети
Строки;

• Пишу поворот влево, немного уже
Ширины обычной разметки.

  • С верхней строки пишу вниз наклонную; Возвращаюсь по ней вверх до середины строки; Пишу диагональную наклонную вверх; Делаю маленький поворот вправо; Пишу наклонную вниз до верхней трети строки.

Элемент «Крючок», написанный влево

Речевая формула: • С верхней строки пишу двойнуюнаклонную вниз;

• Пишу плавный поворот влево в нижней трети строки.

Элемент «Горизонтальный крючок»

Речевая формула: » Нахожу середину рабочей строки, ставлю точку начала; » Пишу полукруг вправо; • Провожу вправо горизонтальную линию нужной длины.

Соединение Букв

Работа в «Прописи» начинается после знакомства с буквой, разбором основных ее элементов. Внимательно прочитайте статью «Курсы каллиграфии — 15 шагов по написанию буквы.» Перед тем как начнем соединять буквы выделим несколько методических этапов в обучении.

1) Знакомство с речевой формулой и элементами буквы.
2) Этап неправильного показа ( он есть не на всех страницах) В методике он описан. Учитель проводит это упражнение на доске.

Мы видим, что сначала в букве «н» искажена первая наклонная, затем неправильно написан «Мостик» и т. д В букве нарушены высота, наклон и ширина между элементами.

3) Обведи букву по линиям. Буква представлена в увеличенном размере, чтобы ребенок освоил основноее направление движения.

4) Пропиши элементы
Каждая строка — отработка нового элемента или соединения.

5) Пропиши буквы, соблюдая ритм. Учим ребенка держать расстояние между буквами.
6) Сделай разметку. Учим ребенка держать расстояние между буквами.

7) Пишем букву в узкой строке. Подготовка завершена. наш ученик знает из чего буква состоит, ему известно направление движения.

Пришло время применить все знания в размерах узкой строки. Большое количество строк с вертикальной разметкой позволяют отрегулировать наклон и ширину.

8) Лист тренировок применяется не всегда и не со всеми используется только в двух случаях:

1) когда ребенок не усвоил написание буквы
2) когда проводятся тренировки в письме на скорость

Если упражнение выполняется с легкостью, НЕ НУЖНО ПРОПИСЫВАТЬ ВЕСЬ ЛИСТ от начала до конца. Переходите к следующему этапу работы.

9) Пишем соединения
Если ребенку трудно прописать все строки с соединениями сразу, дозируйте нагрузку.

В школьных прописях соединения прописываются по 3- 4 штуки на одной строке.

Можно перенять этот опыт и попросить ребенка написать за одну тренировку потри соединения каждого вида. В разделе «соединения» вы найдете объяснение всех новых видов соединений.

И изучите с ребенком все виды соединений с изучаемой буквой.

10) Учимся к печатной букве подбирать письменный символ

Упражнение направлено на тренировку памяти. Нередко на уроке даже второклассники спрашивают, как пишется та или иная буква. У некоторых детей темп письма очень низкий только потому, что они долго вспоминают как пишется та или иная буква.

Делаю завязочку на середине строки.

08.10.2019 1:20:06

2019-10-08 01:20:06

Характеристика современных шрифтов прописей

Соединения бывают верхние, например ор; направленные снизу вверх, например ши; средние, например ае, и нижние, например ил. В «Прописях» даются образцы всех соединений как строчных, так и заглавных букв.

Для овладения навыком безотрывного соединения школьники должны научиться некоторым приемам, а именно: во-первых, это способ повторного проведения линии по уже проведенной. Так соединяются буквы о и л (повторное проведение линии имеет противоположное направление) или ю с любой другой буквой (повторная линия имеет то же направление, что и первоначальная). Повторное, двойное проведение линии может иметь место не в первой букве соединения, а во второй, например, в слоге ша .

В последнее время встал вопрос о том, что «Прописи» не достаточно хорошо формируют каллиграфически правильный почерк. Поэтому и возникла методика обучения письму В.А. Илюхиной, в которой были отражены и точность ориентиров, и четкое представление о траектории движения при написании букв, и знание психологических и физиологических особенностей младших школьников.

Но и здесь возникают свои трудности. В 1879 году французским гигиеническим обществом были опубликованы правила по гигиене письма, одно из которых гласит: пиши прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради. Сейчас введены вспомогательные линии с наклоном в 64 градуса и на расстоянии 3 см друг от друга. Тем не менее, почти на каждом уроке у детей возникают проблемы в постановке букв прямо, поэтому следует вывод, что этот наклон слишком велик.

И эта проблема нашла свой отклик в педагогической практике Т.М. Хайбуллиной, учителя начальных классов города Омска. Она считает, что красивое письмо похоже на работу ювелира. Поэтому, опираясь на опыт художников, сутью которого является выполнение рисунка по клеточкам, она вводит этот же принцип при обучении детей письму. В результате возникли тетради для 1 класса с оригинальной разлиновкой. Их особенности:

1. Количество и ширина строк на странице остались прежними.

2. Ширина буквы примерно равна 0,5 см. Вспомогательные линии находятся на расстоянии 0,25 см друг от друга, что обеспечивает письмо «по клеточкам». Ребенок может удержать нужную ширину. С первых шагов его рука «запоминает» правильное написание букв.

3. Наклон вспомогательных линий уменьшен до 77 градусов, что позволяет избежать такой неприятности, как «падающие» буквы. Ребенку необходимы правильные ориентиры, а не замечания типа «Ставь буквы!».

Перейти на письмо в широкой строке можно еще в 1 классе, причем без особых трудностей для ребенка. Надо только наглядно показать соотношение широкой и узкой сторон .

М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и другие методисты согласны с тем, что дополнительная разлиновка облегчает и способствует лучшему формированию каллиграфических навыков

Но они отмечают, что при использовании дополнительной разлиновки важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться

Сначала устраняют вертикальные (наклонные) линии в междустрочном пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена разлиновки обеспечивает постоянное усложнение действий ученика, повышение его самостоятельности .

Следует отметить, что в методике обучения письму существуют единые требования к ведению «Прописей» и тетрадей:

1. Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надпись на обложке тетради: указать, для чего предназначена тетрадь, класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика.

Тетради учащихся 1 и 2 классов (в 1-м полугодии) подписываются учителем.

3. Соблюдать поля с внешней стороны страницы.

4. В I классе дата работ по письму не пишется. Во II-IV классах обозначается время выполнения: число арабской цифрой, а название месяца-прописью.

5. В тетради необходимо обозначить номер упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

6. Начиная писать текст упражнения или абзац, дети должны соблюдать красную строку.

7. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линии.

Перейти на страницу: 2