Погода в доме
Представление о кочевниках как о людях, совершенно чуждых благам цивилизации, не
совсем верно.
Огонь – сердце дома: первым делом устраивают очаг или устанавливают печку-буржуйку.
Это центр будущего жилья. Затем настилают полы и размещают мебель. После этого
настает черед опорных шестов, к которым присоединяются остальные. Их количество
зависит от размера чума. Деревянный остов укрывают оленьими шкурами – нюками.
Чтобы снизу не поддувало, подол чума укрывают снегом (зимой) или дерном (летом).
Современные оленеводы пользуются сотовыми телефонами и интернетом (хотя не везде в
тундре есть связь), а для подзарядки гаджетов и других нужд держат электрогенераторы.
Не редкость в чуме и телевизор со спутниковой тарелкой.
Каждой вещи в чуме – свое место, а с его использованием связано много обычаев и
правил. Все спальные места располагаются на равном расстоянии от источника тепла.
Правая от входа сторона – жилая, левая – для гостей и хозяйственной утвари. В каждом
чуме есть священный шест, за очагом – «чистое место», куда запрещено ступать
женщинам и детям.
Вопрос: а где у кочевников туалет? Ответ простой: вся тундра. Достаточно отойти
подальше от жилья. Традиционная одежда устроена так, что защищает и от посторонних
взглядов, и от холодного ветра.
Душа в мобильном жилище, конечно же, нет. Вместо него – ручной умывальник. Воду для
стирки и гигиенических процедур греют на печке, летом одежду стирают в речках, озерах,
ручьях.
«Олени для ненца – это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть
олень – наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости
оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными».
Александр Салендер, ЯмалПортал ura.ru
Быт кочевника-оленевода скромен: с собой – только самое необходимое.
В тундре главный – олень. Для коренных жителей Севера это одежда, еда, транспорт, жилище и верный друг. Выбирая место для новой стоянки, выбирают не то, где будет удобнее людям, а то, где больше корма для оленей.
Традиционное жилище чукчей
Селения приморских чукчей состояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилища делали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран
— «дом из челюстей кита» . Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа . Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище.
Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа — яранг. Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины.
Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части (См. Прил., рис.4). Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами.
Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин (обычно у задней стенки) с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов. По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. В нем могли поместиться несколько человек (отдельные брачные пары). В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага.
Для отопления и освещения полога служил жирник — каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру . При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер.
В яранге сидели на разостланных шкурах. В обиходе также были низкие трехногие стулья или древесные корни. Для этой же цели приспособляли оленьи рога, срезанные вместе с теменной костью.
Они не казались, имеют огромное значение для развития всего мира во многих смыслах этого слова, так как они не только могут наглядно показать нам всю глубину и сущность эволюционного процесса, но и прийти на помощь в некоторых непредвиденных ситуациях. Именно такие на протяжении многих веков способны, во что бы то ни стало, сохранить свой язык, традиции и обычаи. И это касается не только , традиционных блюд и одежды, но и . Поэтому сегодня мы решили рассказать вам о национальных домах народов Севера – чумах, ярангах и иглу
, которые до сих пор используются местными жителями во время охоты, кочевки и даже в повседневной жизни.
Чум
У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.
Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.
Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.
У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.
Такое жилище можно построить в любом месте.
Чум строили из шестиметровых шестов (от 15 до 50 штук), сшитых оленьих шкур (50-60 штук), циновки из трав и прутьев.
Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Затем устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние связывали гибкой петлей. По кругу размещали остальные шесты.
К внутреннему шесту (симза) крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки — нюки. Главный элемент чума – шест. Его обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, чтобы зимой снег не набивался в длинный мех.
Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума — макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус.
Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум;
— летний чум – таны мя. Он отличается покрытием — мюйко — старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.
Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.
Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см), за которым обедает семья.
В чуме большое значение имеет очаг — печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи.
После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины, подушки и специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель.
Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и часто делалась из ровдуги.
В чумах сумки иногда служили подушками. Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.
Традиции
У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:
- осенью — день убоя оленей;
- весной — день рогов;
- зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.
Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.
Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.
Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.
Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.
Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.
Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.
Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.
После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.
После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.
Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.
Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.
Жилища народов севера
Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.
Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.
Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.
Их летом накрывают мешковиной, зимой – шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.
В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.
Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.
Балаган.
Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.
Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.
Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.
Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.
Иглу.
Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.
Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.
Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.
Валкаран.
Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.
Яранга.
Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.
В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.
Основные занятия
Основные занятия тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.
Основные занятия береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.
Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.
До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.
Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор. В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).
Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.
Гигиена чукчи
Ребенок чукчи моется
Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.
Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».
В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.
Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему? По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.
Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен».
Чукотский полуостров: климат и его особенности
Климат региона определяет муссонная циркуляция. Именно из-за этого на Чукотке только два сезона – коротенький теплый и длинный морозный период, длящийся с октября по май. В холодное время континент сильно охлаждается, а с Тихого океана прорываются резкие потепления с метелями и снегопадами.
В теплое время, наоборот, с океана на материк перемещаются холодные влажные массы, образуя летний муссон. Средняя июльская температура воздуха составляет +130 С, и только в некоторые дни поднимается до +300 С. На побережье намного холоднее, среднесуточная температура побережья Чукотского моря редко выше +50 С.
Близость обширного водного покрова двух океанов создает повышенную влажность, туманы и пасмурную погоду, причем, чем ближе к побережью, тем суровее становится погода.
Зима очень морозная, но солнечная и сухая, а для северной части Чукотки характерны еще и полярные дни и ночи.
Памятные места данного региона
Достопримечательности Чукотского полуострова представлены пятью главными объектами:
- Бухта Провидения – Краеведческий музей, окруженный фантастической природой, хранящий историю о жизни чукотского коренного населения – чукчей, эскимосов и эвенков.
- Китовая аллея – святилище, загадочный памятник древнеэскимосской культуры.
- Мыс Наварин – жемчужина Чукотки, наиболее красивый, необычный и величественный уголок полуострова.
- Наукан – старинная деревня, основанная эскимосами еще в XIV веке. Сейчас она безлюдна и заброшена.
- Эльгыгытгын – загадочное романтическое озеро, образованное больше трех миллионов лет назад.
Певек
С Певека началось мое знакомство с Чукоткой. Именно в этот город я прилетел первый раз, он произвел на меня самое большое впечатление.
Заброшенные лагеря Чукотки
Одним из самых сильных впечатлений от Чукотки стала поездка по заброшенным лагерям. Здесь какая-то чудовищная энергетика, застывшая во времени история, свидетельства поломанных судеб и жизней.
Заброшенные поселки Чукотки
Во времена СССР на Чукотке было построено много поселков и военных городков. Но в 1990-е и 2000-е наследие большой страны быстро пришло в упадок. Многие поселки оказались заброшены. Зрелище жутковатое и поражающее масштабами.
Анадырь
Анадырь — столица Чукотки. В этом городе я побывал во время второго своего путешествия на Чукотку. Поездка выдалась очень необычной.
Гудым
Этот некогда сверхсекретный объект я решил выделить отдельно. Именно здесь, как считают многие, была расположена та самая «кузькина мать», которой пугали американцев. Хранилище ядерных боезапасов в скале производит впечатление и сегодня.
Чум
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.