На краю: как живут в люди в самом северном, самом маленьком и самом богатом городе россии? рассказываем и показываем

Диксон глазами путешественника

Экстремальный путешественник и исследователь Сергей Сайман с 2018 года путешествует на машине по Арктике. В 2020 году он вместе со своей командой посетил остров Диксон и одноимённый посёлок.

Сергей Сайман, путешественник:

«Мы приехали туда утром 9 марта. Мой подписчик Игорь следил за нашими перемещениями и, как только мы заехали в Диксон, встретил нас. Он провёл интересную экскурсию по своей родине, сводил нас на остров Диксон.
Я до сих пор вспоминаю эту экспедицию с трепетом и даже ощущаю холод: иногда мороз достигал минус 35 градусов с ветром до 20 метров в секунду, который продувает насквозь. Местами, наоборот, было очень тепло: температура доходила до нуля градусов.»

По словам Сергея, людей, которые там живут, можно назвать закоренелыми диксончанами, фанатиками Севера, которые любят свою родину.

Сергей Сайман, путешественник:

«К примеру, Игорь, который нас встречал, родился на Диксоне. Он уезжал на Большую землю, некоторое время жил и работал в крупном городе. Но его тянуло обратно, поэтому он забрал с собой семью и вернулся. Игорь сказал, что ни на какие блага не готов променять Диксон. По моим ощущениям, он действительно счастливый человек, потому что находится там, где ему нравится.»

Сергей Сайман описал экспедицию на Диксон как самую сложную технически, физически и эмоционально и как одну из первых в списке по гостеприимству. Заметки путешественника можно прочитать на сайте Сергея.

Фото: Сергей Сайман

Чекалин — самый маленький город России

В нём меньше тысячи жителей. Впервые упомянутый в 1565 году город был частью государевой опричнины Ивана Грозного, входил в оборонительную Засечную черту, а к XIX веку превратился в зажиточный купеческий город на Оке. Последнее столетие Чекалин пребывает в упадке: население сокращается, а городская инфраструктура разрушается. Тем не менее, когда в 2012 году администрация Тульской области предложила изменить статус поселения на сельский, многие чекалинцы выступили против и отстояли статус города. О жизни городка рассказывало издание The Village.

Город находится всего в 250 километрах от Москвы, но, чтобы в него попасть, надо сильно постараться. Электричкой до Калуги, междугородним автобусом до райцентра Суворова, дальше на ПАЗике с газовыми баллонами на крыше — в Чекалин. Чтобы покинуть город, постараться нужно ещё сильнее. Последний рейсовый автобус в райцентр уходит около 17 часов. Как выбираться, если вы его упустили, не ясно.

В 2015 году экономический центр Чекалина состоял из четырёх магазинов, рыночной лавки и закрытого отделения Сбербанка. «Город-сад» даже не оснащён собственным банкоматом, и местным жителям приходится ездить в соседние населённые пункты, чтобы обналичить деньги, которые переводят на карточки. При этом средняя зарплата в Чекалине — 10-12 тысяч рублей, а городской бюджет — 5 миллионов рублей, более чем на половину дотационный.

Школа — одно из самых сохранных зданий города. В сравнении с осыпающимися городскими руинами, в которые превратилась добрая половина всей дореволюционной застройки, оно выглядит практически идеально. Сразу из школьной прихожей на посетителей смотрит мрачный портрет пионера-героя. Слева от него небольшая выставка, посвящённая вреду «спайсов», — школьники пишут стихи и рисуют картинки о том, как плохо употреблять наркотики и как хорошо этого не делать. Стены второго этажа украшены выставками и плакатами о Великой Отечественной войне. На самом главном месте — четыре крупных портрета Героев СССР, которые учились в тогда ещё лихвинской школе.

В Чекалине перемешались все возможные архитектурные стили за последние несколько веков. В городе сохранилась прямоугольная сетка улиц, составленная ещё в генеральном плане 1776 года. Уездные дома начала XIX века соседствуют с деревянными лачугами и советской застройкой — в Чекалине на 141 двухэтажный дом приходится 339 одноэтажных. Старинное здание тюрьмы, брошенное в 1941 году, стало частным, и теперь во флигелях стражников живут люди. Из четырёх церквей за прошлое столетие уцелела всего одна — Свято-Введенский храм. Чтобы найти больницу, открытую в Лихвине в 1905 году, нужно пройти в самый конец города по пыльной завивающейся дороге. Интеллигентный мужчина с ухоженной бородой рекомендовал искать блестящее здание в стиле модерн. Абсолютная эклектика.

В Чекалине постоянно кричат петухи — только к концу дня привыкаешь, что кто-то за окном бесцеремонно врывается в беседу. Зато горожане не без гордости подмечают, что у них в Чекалине почти нет коров, а если и есть, то по улицам они не ходят. Маленький мальчик в шортах сидит перед деревянным срубом и держит ноутбук. Он скачивает Minecraft и обещает, что никогда не уедет из Чекалина, потому что очень его любит. Типичные городские будни.

География

Марка Советского Союза 1965 года, посвященная 50-летию арктического поселения Диксон

Диксон — самый северный порт России, один из мировых самые северные поселения и самый северный поселок на Азиатский континент.

Это так далеко на север, что нет появляется с 8 декабря по 5 января.

Это одно из самых изолированных поселений в мире.

Жители Диксона неофициально называют свой поселок «Столица Арктики», взятое из популярного Советский песня.

Диксон и Остров Диксон названы в честь шведского пионера Арктики барона Оскар Диксон. Диксон вместе с Александр Михайлович Сибиряков, был покровителем ряда ранних арктических экспедиций, в том числе Адольф Эрик Норденшельд Русские исследования Арктики.

Самый грязный город России — Норильск

Самый грязный город в России – Норильск. Это город с населением всего двести одна тысяча человек. Норильск относится к большим российским городам. Город живет горно-металлургической компанией «Норильский никель» — это градообразующее предприятие. Ни для кого не секрет, что именно этот город называется крупнейшим центром страны по добыче никеля, меди, палладия, кобальта, осмия, золота, платины, серебра, родия, рутения и иридия. Предприятие производит примерно 35 процентов палладия, используемых в мире, а так же 25 процентов платины, 20 процентов никеля и 10 процентов кобальта. Попутно с этими металлами компания «Норильский никель» добывает техническую серу, селен, серную кислоту и теллур. Получается, что в одном, небольшом городе добывают едва ли не половину таблицы Менделеева.

Многие экологи утверждают, что Норильск находится на грани экологической катастрофы. Здесь в десятки, а местами и в сотни раз, превышены все предельно допустимые концентрации вредных веществ. Существенный показатель, пожалуй, выброс углекислого газа в атмосферу. Это 2 процента от мирового выброса. И это в одном только месте! Все горнодобывающие предприятия каждый день выбрасывают в воздух особо ядовитые вещества, а с порывами ветра часть их попадает на территорию города. То есть частицы вдыхают жители города каждую секунду. К примеру, концентрация формальдегида в воздухе выше предельно допустимой в 120 раз, диоксида серы — в 36 раз, а диоксида азота — в 28 раз.

У мужчин, живущих в Норильске, средняя продолжительность жизни равна 45 годам. Немногим больше – у женщин. У многих горожан жизнь осложняется тяжелыми заболеваниями, такими как бронхиальная астма. Распространены в Норильске и онкологические заболевания. Ну а самое страшное то, что именно в этом городе большинство малышей уже рождаются с психологическими и физическими пороками.

Впрочем, виновником загрязнения окружающей среды является не только горная металлургия и предприятия. Норильск расположен за Полярным кругом, там, где средняя температура в январе составляет минус 31 градус. А период стойких морозов продолжается 280 дней в году. Получается, что при таких холодах город постоянно нуждается в отоплении, и жилых домов, и предприятий. Отапливают же помещения углем или газом.

Здания в Норильске строят на бетонных сваях. Никто не копает котлован, соответственно, не бывает никаких цокольных этажей, подвальных помещений, у норильчан нет возможности хранить картошечку с лучком или велосипед в подвале дома. Норильчане любят отдыхать на турбазах за городом. И все, конечно, знают, что даже в самый что ни на есть жаркий летний день на дне любого озера в тундре — лед. Вода успевает прогреться, и в ней можно плавать. Но дно остается ледяным. Так что на дно лучше не вставать. Все себе отморозишь.

Предприятия «Норникеля» работают в три смены. Производство никогда не останавливается. Поэтому в городе в любое время суток есть кто-то, кто собирается на работу, и кто-то, кто только что пришел с работы. В чьих-то окнах всегда горит свет, кто-то едет мимо на автобусе или на такси. Обязательно открыта пара продуктовых, много круглосуточных цветочных магазинов. В этом смысле маленький Норильск живет привычками, скорее, мегаполиса, чем среднего российского города с населением до 200 тысяч человек.

Погода на завтра

Глава городского поселения Николай Бурлак уверен, что будущее у поселка есть. «Пока мы существуем за счет дотаций: предприятия закрыты. Но промышленный кластер на Таймыре быстро растет».

В декабре прошлого года стало известно, что территория морского порта увеличится: будет создан искусственный земельный участок. Построенные на нем объекты войдут в состав нового нефтяного терминала в бухте Север. «На Диксон приедет много людей, со временем появится инфраструктура, которая будет обслуживать промышленный кластер», — мечтает Бурлак.

В марте 2021-го по Северному морскому пути из Архангельска в порт Диксон отправился теплоход «Юрий Аршневский». На борту — 170 единиц оборудования для капитального строительства. Заказчик, компания «Северная Звезда», осваивает Сырадасайское месторождение, что в 100 с лишним километрах от Диксона. Одним разрезом проект не ограничивается: угольщики планируют строительство обогатительной фабрики, вахтового поселка и морского терминала.

«Сейчас порт Диксон — это маленькая бухточка, километр на километр, — продолжает глава поселения. — Она закрыта для морского движения. Но в связи с новыми планами порт превратится в обширную территорию протяженностью 110 километров. Будут работать таможня, санитарно-эпидемиологическая служба, технологи».

«Но для самого поселка Диксон это пока ни о чем не говорит, — комментирует капитан порта Владимир Кантемир, настроенный менее оптимистично, чем Бурлак. — Навигация есть в районе реки Крестьянки — там, где находится угольный разрез. Это 70 километров от нас. Что до грузовых причалов на Диксоне, то они выведены из эксплуатации, швартовка судов запрещена. Приведут ли диксонскую бухту в порядок?»

Участие в Великой Отечественной войне

Перед войной на трассе Северного морского пути было образовано более 70 полярных станций, в том числе и диксонская. Она располагала угольной базой, мощной радиоточкой, тогда же заканчивалось строительство морского порта. К началу войны на островной части посёлка располагался Штаб морских операций Западного сектора Советской Арктики.

Немецкие войска пытались перекрыть Северный морской путь в рамках операции «Вундерланд». В августе 1942 года экипаж ледокольного парохода «Сибиряков» столкнулся с немецким военным линейным кораблём «Адмирал Шеер» в Карском море.

Елена Шакун, заведующая научно-экспозиционного отдела Таймырского краеведческого музея:

«25 августа у острова Белуха фашистский пират уничтожил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», шедший на один из островов архипелага Северная Земля, чтобы подвести продовольствие и сменить полярников. Из 104 пассажиров в живых остались лишь 18 человек, которые были взяты в плен вместе с раненым капитаном.»

27 августа «Шеер» подошёл к острову. Пассажиры с Сибирякова успели предупредить людей на Диксоне, развернулась оборона. В итоге советским полярникам удалось отбиться от противника.

В 1962 году Исполком Диксона присвоил 17 островам в Карском море имена погибших в боях с линкором «Адмирал Шеер». Семь островов носят имена дежнёвцев, десять — имена погибших на Сибирякове.

В 1985 году прах Николая Корнякова, командира береговой диксонской батареи, был захоронен на Диксоне. На месте, где стояла батарея, установлен памятник в виде артиллерийского снаряда. В 1982-м появился мемориальный комплекс, посвящённый защитникам острова.

Фото: Сергей Сайман

Александр Стогний, первый заместитель председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного совета депутатов:

«В 2015 году законом Красноярского края Диксон был наделён специальным статусом «Населённый пункт воинской доблести», так как был единственным местом на всей территории края, который принял на себя врага во время Великой Отечественной войны и дал достойный отпор.»

Приплыли

Официальным днем рождения поселка Диксон считается 7 сентября 1915 года — день, когда в эфире впервые прозвучали позывные радиометеостанции. Однако он возник не на пустом месте: Север осваивали еще новгородцы, а затем их потомки поморы, стихийно отправлявшиеся к Студеному морю на поиски новых промыслов. В XVII веке началось целенаправленное изучение побережья Северного Ледовитого океана: нужно было понять, «сошлася ли Азия с Америкой», возможно ли плавание с запада на восток.

В 1875 году шведский капиталист Оскар Диксон снарядил китобойную шхуну «Превен», отправив на ней группу ученых во главе с Нильсом Норденшельдом. Обогнув Ямал, «Превен» зашел в гавань небольшого острова в Енисейском заливе. «Я надеюсь, — писал Норденшельд, — что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей»

Прогноз оказался точным: корабли со временем появились, а бухта, названная в честь шведского мецената, стала важной точкой арктического судоходства

В 1914 году по Северному морскому пути отправились в гидрографическую экспедицию два ледокола: «Таймыр» и «Вайгач». Оба не смогли пробиться сквозь льды в районе пролива Вилькицкого и вынуждены были остаться на зимовку. Обсудив сложившуюся ситуацию, Совет министров решил превратить находившийся неподалеку Диксон в базу для личного состава экспедиции: вдруг одной зимовкой все не ограничится?

Диксон сегодня

Сегодня Диксон — благоустроенный посёлок городского типа, в котором на территории в 220 тысяч квадратных километров (почти площадь Великобритании) находятся 529 человек (по данным на 2020 год).

В посёлке есть средняя общеобразовательная школа, детский сад, детская школа искусств, поликлиника, магазины, библиотека, культурно-досуговый центр, на базе которого недавно открыли тренажёрный зал и привезли новое оборудование. По словам бывшей жительницы Диксона Юлии Андреевой, в посёлке есть клуб, в котором проходят дискотеки и вечера с развлекательной программой.

На Диксоне располагается самая северная художественная галерея, коллекционный фонд которой составляет более 200 произведений искусства: живопись, графика, скульптура.

В посёлке работает Объединённая гидрометеорологическая станция, которая входит в Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Её центр расположен в Архангельске, станция находится на одноимённом острове и полностью автономна.

Долгое время теплом и электроэнергией Диксон обеспечивал морской порт. Сейчас этим занимаются частные компании — ООО «ДиксонСервисБыт» и ООО «СКИФ», они же отвечают за благоустройство территории.

В посёлке открыт храм Святителя Николая Чудотворца. В сборе средств на его возведение участвовали как диксончане, так и предприниматели и жители всего муниципального района.

Самый северный поселок России — Диксон

Диксон — самый северный поселок России. В нем нет мобильного Интернета и супермаркетов, но можно увидеть дома на сваях и зеленые переливы северного сияния. Анна Груздева и Антон Петров из Красноярска побывали на Диксоне и рассказали, какова она, жизнь на краю света. Здесь нет кинотеатра, автобусов и кофеен, супермаркетов и рекламных баннеров. Здесь нет ни одного человека, который бы не видел полярную ночь и зеленые переливы северного сияния, не знал бы, что делать при встрече с белым медведем и во время «актировки», не ждал бы появления полярных маков и рейсового самолета. Диксону 102 года.

В XX веке север стал для СССР местом торговли и разработки месторождений, ссылки и научных исследований, а еще, конечно, строительства новых заполярных городов и поселков. Среди них Диксон был столицей Арктики, куда из разных концов Союза приезжали осваивать север метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты. Сегодня этот арктический поселок, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает крайне тяжелые времена. В 1980-е, золотые годы Диксона, здесь проживало около 5000 человек. Сейчас, по официальной статистике, в поселке осталось чуть меньше 600 жителей, но местные уточняют: на самом деле около 500.

Во время полярной ночи большую часть дня на улицах Диксона безлюдно. Поселок оживает в основном только рано утром, когда диксончане выходят на работу, и в 5-6 часов вечера, когда они возвращаются домой, забирают детей из детского сада, идут в магазин или по другим делам.«Бураны», снегоходы, вездеходы ТРЭКОЛы и гусеничные снегоболотоходы ГАЗ-71, оставшиеся еще с советских времен, — самый распространенный транспорт на Диксоне. Только на таких «танках» зимой можно преодолеть снежные просторы тундры.

Диксон расположен в условиях вечной мерзлоты, поэтому, как и везде в Арктике, в поселке стоят дома на сваях. В таких строениях между домом и землей есть продуваемое подполье, чтобы возведенное на сваях сооружение не нагревало грунт, а следовательно, не теряло монолитности, не подтаивало и не смещалось.

В материковой части Диксона жизни больше. По улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-71, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и «Бураны», работают магазины, открыты школьный спортзал и библиотека, есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом становится все больше, а о былом величии «ворот в Арктику» напоминают только несколько памятников полярникам и суда в порту.

Здесь по привычке говорят не «в Диксон», а «на Диксон»: исторически поселок начинался с острова в Карском море, но позже стал развиваться и на соседнем полуострове Таймыр. Поэтому Диксон — это две части поселка: островная и материковая, разделенные полуторакилометровым проливом. В 2009 году «остров» закрыли, и сейчас он практически необитаем. Люди переселились на материк, улицы пусты, ветер выбил в оставленных домах окна и двери, в здании пустой школы № 2 — только заячьи следы на заметенном снегом полу. Единственные места, где еще горит свет и идет работа, это гидрометеостанция и аэропорт.

Иннополис — самый молодой город России

Иннополис — любимый проект правительства Татарстана и министра связи Николая Никифорова, в который уже инвестировано более 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. Строительство технологичного посёлка неподалёку от Казани началось по инициативе чиновника в 2012 году, когда тот возглавлял Минсвязи Татарстана. Спустя три года Иннополис — самый молодой город страны, который должен стать центром российской IT-индустрии. Власти рассчитывают, что в местной особой экономической зоне в будущем смогут работать до 60 тысяч сотрудников стартапов и технологических компаний.

Иннополис — самый молодой город России. Такой статус он получил в декабре 2014 года, а официальное открытие состоялось этим летом. Его главная идея — создание комфортного пространства для развития IT-индустрии. Мастер-план разработала сингапурская компания RSP Architects под руководством главного архитектора Сингапура Лиу Тай Кера. По его проекту, в будущем население Иннополиса должно составить 155 тысяч человек (из них 60 тысяч — высококвалифицированные сотрудники). Средний возраст будущих жителей — 27 лет. Средний возраст сотрудников  местной мэрии также меньше 30 лет.

Однако назвать городом пространство в 40 километрах от Казани пока можно лишь условно. В Иннополисе две улицы — Университетская и Спортивная — и всего несколько зданий: многоквартирные дома, университет, четыре корпуса общежития, технопарк – здание для будущих резидентов особой экономической зоны, детский сад, пока не открытая больница и спорткомплекс. Последним особенно гордятся представители местной мэрии.

Ещё в городе есть школа, временно располагающаяся на первом этаже университета, небольшое медицинское отделение с тремя сотрудниками (один из них — переводчик), аптека с базовыми препаратами, которая принимает заказы на недостающие лекарства, маленький продуктовый магазин, один уверенно отказавшийся от съёмки участковый и пожарная машина.

Но большая часть территории в 1200 гектаров пока не освоена: за разноцветными домами видны котлованы стройки, пустые пространства продувают ветра, а на обеих улицах совсем мало людей. Всё это выглядит особенно непривычно после утренней пробки в Москве. Кажется, что все куда-то ушли, а тебя позвать забыли. Это неудивительно: пока в городе живёт лишь около 600 человек — примерно столько, сколько можно встретить в переходе с «Боровицкой» на «Арбатскую» утром в понедельник.

Сейчас руководство города располагается в небольшом помещении в здании университета. В мэрии говорят, что любой желающий может зайти к ним с просьбой или вопросом, хотя гораздо более популярный способ общения — через Telegram. Именно в мессенджере обсуждают насущные городские проблемы. Недавно после переписки в сети поменяли маршруты бесплатных автобусов до Казани: жители написали о трудностях при передвижении, на сайте города провели голосование, и автобусы стали ездить по-новому.

Ещё одна городская служба — так называемый консьерж-сервис. Это единая городская система, в которой можно заказать такси, узнать расписание автобусов или вызвать сантехника. Её же сотрудники помогают оформлять документы на прописку. Советник мэра Валентин Рябцев с гордостью показывает сообщение одного из жителей: «Раньше я не верил в демократию».

Второе дыхание Диксона

Посёлку пророчат активное будущее: там начали ремонтировать аэропорт, планируют строительство угольного и нефтяного терминалов в порту.

Александр Стогний, первый заместитель председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов:

«В Диксоне строится новая погранзастава. В этом году планируется исследовать плотину для строительства причала. В перспективе — развитие угольной отрасли, за это берётся фирма «Северная звезда». Недропользователи (угольные компании) могут построить новые авиа- и морской порт. Уже сейчас идут работы в этом направлении.»

Так как Диксон находится на побережье, он считается пограничной зоной. По прибытии жители показывают паспорт с пропиской, а приезжие должны заранее получить разрешение на въезд.

Раньше аэропорт на острове Диксоне часто бывал закрыт, Росавиации выдавали разовое разрешение на месяц на прилёт и вылет. Сейчас эта ситуация меняется: аэропорт передали в ФКП «Аэропорты Красноярья»: это предприятие, цель которого — повысить транспортную доступность в регионе. Уже идёт завоз материалов и оборудования, скоро начнётся его реконструкция, а в перспективе будет построен новый аэропорт.

Александр Стогний, первый заместитель председателя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов:

«Если на территорию Диксона зайдут недропользователи и с местной и районной властью будут отработаны договорённости, посёлок получит второе дыхание. Этого очень бы хотелось.»

Фото: Сергей Сайман

ZABAVDOM
Добавить комментарий