Виды и названия шахматных фигур, правила их расположения на доске

Ферзь

Ферзь полностью отражает историю и культуру. И это одна из фигур которые после попадания в Европу вернулись обратно в Азию с другим ходом. Но название в Азии изменять не стали. Изначально ферзь ходил на одну клетку. Однако в XV веке в Европе бушевали войны, и Изабелла I Кастильская (испанская королева) была одной из тех кто их вел. В сказании об освобождении Испании упоминается, что именно волевой марш-бросок королевы из Хаена в Басу (90 миль) привел к тому, что местные шахматисты стали отождествлять ее с деревянной фигуркой и изменили правила. А ввиду того, что крайне редкие соревнования того времени проводились при дворах испанских королей, соседям тоже пришлось принять данное новшество. С тех пор в Европе ферзь стал именоваться королевой, а в Азии он остался ферзем.

Очень интересно познавать историю через шахматы. Для примера я всегда привожу детские сказки и задаю детям вопрос — кто главный в стране в сказках (Вы можете рассмотреть и другие сказки — там будет аналогично) Белоснежка и Алладин. Правильный ответ это король / королева в первой и шах / визирь во второй. Да, они не главные герои (с этим кстати у детей возникает путаница), но вопрос про то кто главный в стране. На примере этих сказок хорошо видно что в азиатских странах главные в государстве — мужчины, а в европейских супружеская пара.

Возможно единственное исключение из этого это название Ферзя в Эстонии. Не знаю почему, но там Ферзь называется lipp, что в переводе означает Флаг. То что рядом с Королем во время битвы находится Флагоносец — это нормально, но тем не менее название сильно выбивается из общепринятого канона. Возможно кто-то знает причину, мне ее не удалось найти.

Поэтому правильное название ферзя в Европе — Королева. А в России — Ферзь. В связи с этим было интересно наблюдать как выкрутились в переводе сериала «Queen’s Gambit», наполовину потеряв смысл… В оригинале в самом названии обозначена жертва женщины из-за любимого увлечения и обозначает что еще и название шахматного дебюта, но название «Ход королевы» теряет свой шарм без объяснения что это такое и полностью переворачивает название сериала в другую колею. Ведь в русском названии Королевский Гамбит играется вообще по другому — от Короля. А тот который подразумевается в сериале называется Ферзевый Гамбит, но в этом случае теряется смысл Королевы, увы.

Наше время: оцифровка офлайн-партий

Моду на офлайн-шахматы вернул сериал «Ход королевы» от Netflix в 2020 году. Спрос на шахматные наборы в России за месяц увеличился на 30% при годовом росте в 50%.

Однако популярность игры на аналоговых досках вовсе не означает отката в шахматных технологиях.

Например, компания Square Off выпускает умные шахматные доски, на которых искусственный интеллект сам двигает фигуры. При этом доска записывает и передаёт на компьютер все ходы и комбинации.

А для оцифровки и аналитики игры на обычных досках существует интеллектуальная платформа idChess. С помощью мобильного приложения сервис позволяет записать и сохранить сыгранные партии в виде шахматной нотации и диаграммы, а также поделиться ими с друзьями и тренером. В библиотеке партий шахматисты могут анализировать игры, проводить работу над ошибками и отслеживать свой прогресс.

Для организаторов шахматных турниров предусмотрена специальная версия, которая позволяет оцифровать и вывести на большой экран неограниченное количество шахматных досок. Смартфоны с приложением подключаются к административной панели и формируют турнирную сетку с онлайн-диаграммами досок игроков.

Работает idChess на базе технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Распознавание ходов происходит из видеопотока через мобильное приложение в режиме реального времени. Для определения фигур на платформе реализовано несколько нейросетей. Алгоритм учитывает множество факторов, возникающих во время игры, — например, падение фигуры или перекрытие камеры рукой.


Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»
Фото: страница idChess во «ВКонтакте»

Технологии изменили игру в шахматы. Благодаря шахматным движкам и программам современные шахматисты играют значительно сильнее, чем их предшественники. Всего тридцать лет назад для подготовки игрокам требовалось пересматривать десятки книг и журналов, чтобы найти нужную информацию. Сейчас шахматная программа может меньше чем за минуту проанализировать любую позицию и выдать наилучший ход.

Тренировки к соревнованиям больше невозможно представить без шахматных программ. Действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен готовится с помощью нейронной сети AlphaZero. А Яну Непомнящему в подготовке к турниру претендентов ФИДЕ помогал суперкомпьютер «Жорес».

Искусственный интеллект прочно обосновался в шахматной жизни и не собирается сдавать позиции. Он встроился и в программы-тренеры, где игровые движки используются как ядро, и в технологии по оцифровке спорта, и в шахматные боты, которые могут подстраиваться под определённый стиль игры.

Описание и суть игры в шахматы

По описанию, шахматы относятся к логическим настольным играм. В состязании в классическом варианте принимают участие два человека. В шахматах используют определённые фигуры. Бывают и командные игры, когда две группы играют одна против другой или одна команда – против одного игрока с противоположной стороны.

Игра в шахматы сочетает в себе научный подход (даже математика изучает отдельные нюансы шахматной игры), спортивный (состязание или соревнование между участниками) и аспекты искусства (это относится к шахматным композициям).

История шахмат берёт своё начало в V-VI веке до нашей эры в Индии. Затем игра распространилась в соседние страны Востока: Китай, Таиланд и другие. В IX веке нашей эры об игре в шахматы узнали в Европе. Но это уже была совсем не та игра, которую придумали индусы. В ней появились правила, которые полностью сформировались к XIX веку. С конца XIX века регулярно проводятся шахматные турниры международного уровня, победителю присваивается звание чемпиона мира.

C начала XX века организацией международных соревнований по шахматам занимается ФИДЕ – Международная шахматная федерация.

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Как шахматы стали мировым достоянием

Трудно сказать, что в XVII веке шахматы развивались стремительно. В это время появлялись мастера, шахматные кафе, выходили учебные материалы о новых правилах. Но практически по всему свету шахматы распространились в XVIII веке. Все началось с книги «Анализ игры в шахматы» Франсуа-Андре Филидора, которую он опубликовал в 1749 году. В ней мастер шахмат рассказал о новых идеях в дебюте и защите, которую до сих пор так и называют — защита Филидора. В этой книге мир впервые прочел знаменитое «Пешка — душа шахмат».

С этого момента популярность шахмат начала расти. Матчи между мастерами шахмат из разных стран проходили все чаще. Сильнее всего шахматную игру популяризировал знаменитый матч между Луи Лабурдонне и Александром Макдоннеллом в 1831 году. В его рамках состоялось больше 80 партий. Позже, в 1836 году, Лабурдонне начал издавать первый шахматный журнал — Le Palamède. Следом за ним стали выпускать и другие: Chess Player’s Chronicle в Англии и Deutsche Schachzeitung в Германии.

В то же время шахматисты начали объединяться вокруг своего увлечения игрой и создавать клубы. Первой в истории стала «Берлинская плеяда» — шахматный кружок, в который входили семеро шахматистов. В России же первый клуб — Петербургское общество любителей шахматной игры — открылся через 10 лет после «Берлинской плеяды».

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Listudy

Чтобы стать хорошим шахматистом, необходимо освоить базовые дебюты и эндшпили, которые вы должны знать назубок и уметь применять в нужный момент. Сервис Listudy именно этому вас и научит.

Он использует метод интервального повторения, который значительно улучшает запоминание: вы повторяете одно и то же действие через заданный промежуток времени, что дает потрясающие результаты при должном усердии.

С помощью Listudy вы освоите основные шахматные дебюты, такие как Королевский гамбит, Индийскую защиту, гамбит Эванса и многие другие

Вы также освоите вариации каждой тактики, что тоже важно для успешного дебюта

В приложении вы также тренируетесь игре в эндшпиль, т.е. заключительный этап партии

Это очень важный навык, ведь под конец игры часы начинают отсчитывать последние минуты и важно уметь быстро принимать правильные решения

Listudy также обладает большой коллекцией различных тактик, что даст вам возможность попробовать свои силы: программа выдаст вам случайную позицию и попросит найти наилучший в этой ситуации ход. Никаких ограничений тут нет, упражняться можно сколько угодно.

Как шахматы распространялись по миру

Шахматы в Персии и арабских странах

Из Индии древний прообраз шахмат перекочевал в Персию, когда индийский народ подарил эту игру персидскому царю в VI веке. Позже, когда Персию завоевали арабы, они переняли и чатурангу. Только называли ее теперь «шатрандж» — так было проще произносить. Это еще один вариант того, как раньше назывались шахматы.

Фигуры в новых шахматах арабов стали более абстрактными. Это было связано с тем, что мусульманство запрещало реалистичные образы животных, т. к. считало это идолопоклонничеством. Правила пока мало напоминали современные. Ферзь был слабейшей фигурой и мог ходить на одну клетку по диагонали. Слон — тоже только по диагонали и через одно поле. Пешка же двигалась на одну клетку вперед, а когда достигала последней горизонтали, могла превратиться только в ферзя.

Интересный факт о шахматах ♟️
Прообразом пешек была пехота. А пешие воины всегда сражались с щитами в руках. Чтобы попасть по врагу, пехотинец должен был целиться наискосок — в щель между стеной щитов. Отсюда и появилось правило, по которому пешка съедает фигуры по диагонали.

Шахматы в Азии

В странах Восточной Азии тоже были свои прототипы шахмат. Некоторые из азиатских стран до сих пор считают, что именно они были тем местом, где изобрели шахматы. Например, в Китае играли (и играют до сих пор) в местный аналог — сянци. Главная цель у этой игры та же, что и в чатуранге, — поставить короля в беззащитное положение и обезвредить. Из отличий больше всего в глаза бросается расположение фигур на доске. В сянци их расставляют не на квадратах, а на пересечениях линий. Центральная горизонталь доски символизирует реку и на поля не делится.

В Японии тоже есть свой вариант шахмат — сёги. Сначала эта игра была ничем не похожа на европейские шахматы. Играли в нее на доске 9×9, а по бокам от короля вместо слонов стояли золотые генералы. Пешки могли брать фигуры при ходе на одну клетку вперед, а не по диагонали. При этом фигуры, которые взял игрок, он мог использовать сам. Со временем игра в сёги менялась. В одной из ее версий доска увеличилась в размерах до 15×15. Среди фигур появились современные слон, ладья и ферзь. Этот вариант шахмат назывался «дай сёги». Позже у игры появилась еще пара аналогов — чу сёги и шо сёги. Но ни один из них так и не стал настолько популярным, как классические сёги.

Шахматы в Европе

После того как арабы принесли шатрандж в Испанию, прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру называли шахматами Тимура, или шахматами Тамерлана, в честь эмира Тимура, самого известного завоевателя и полководца в истории Средней Азии. Играть в европейские шахматы было сложнее, чем в их индийского предка. Одной из особенностей этой игры было то, что каждая пешка могла превратиться только в определенную фигуру.

К середине XIII века игра в европейские шахматы стала популярным занятием среди населения. Настолько, что в них начали играть на деньги. Тогда французский герцог Людовик IX издал указ, который запрещал азартные игры — в том числе и шахматные. Осуждали их и другие правители, например король Англии Генрих III и архиепископ Кентерберийский Джон Пэкхэм. Но вскоре население, включая дворянство, начало пренебрегать этим указом и продолжило играть в шахматы.

Важную роль в распространении шахмат на территории Европы сыграли викинги. Эта игра упоминается сразу в нескольких древних произведениях, которые повествуют об истории скандинавских мореходов. С ними связан и один из самых известных шахматных комплектов: набор из 78 фигур с острова Льюис, которые были вырезаны из моржовых бивней и китовых зубов.

Интересный факт о шахматах ♟️
Первую складную доску для шахмат изобрел священник в 1125 году. Тогда церковь запрещала священнослужителям играть в азартные игры. Но играть хотелось, поэтому он пошел на хитрость: придумал доску, которая выглядела бы как корешки книг на полке. Так он и прятал свой шахматный набор.

Шахматы в России

В русской истории шахматы впервые упоминаются в XIII веке, хотя есть находки, которые говорят об их более раннем появлении — в XI–XII веках. Эта игра не упоминается в летописях, т. к. их писали священнослужители, а православная церковь осуждала любые азартные игры. Запрет на шахматы отразили и в «Домострое» протопопа Сильвестра, и в решении Стоглавого собора. И хотя официально играть в шахматы запрещалось, население запрет игнорировало: о том, как распространена была эта игра, писали многие иностранные путешественники XVI века.

Искусственный интеллект и шахматы

Первая онлайн-площадка для игры в шахматы, Internet Chess Club, появилась ещё в 1992 году. А в 2007-м был создан сайт chess.com, где пользователи могли играть онлайн, выбирать соперника вне зависимости от географического положения, сохранять сыгранные партии, а также делиться друг с другом шахматными историями.

Это и сегодня самый популярный сайт для игры в шахматы. Он предоставляет широкий спектр возможностей. Например, помимо вышеперечисленного, игроки могут анализировать свои партии с помощью шахматного движка Stockfish, одного из сильнейших на данный момент.

С 2008 года Stockfish активно развивается. А поскольку у него открытый исходный код, его периодически используют в интересных экспериментах. Так, в 2021 году исследователь искусственного интеллекта из Массачусетского технологического института Лекс Фридман создал бесконечный матч между двумя Stockfish на постоянно растущей доске. Нейросети разыгрывают комбинации великих шахматистов — Карлсена, Фишера, Каспарова, Спасского, Таля, Карпова.

Шахматные фигуры

 

Шахматы
Картинки и изображения шахматных фигур для распечатывания. Названия: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешки.
Расстановка (расположение) фигур, описание, как ходят.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.Скачать шахматную доску >>>

В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым — ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Король

King

  Король — самая важная фигура на поле, так как невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит к проигрышу. Ходит он только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке.

Ферзь

Queen

 
Ферзь — вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья

Rook

  Ходит на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни.

Слон

Bishop

  Ходит на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников (капюшона), что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ».

Конь

Knight

  Ходит русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивал через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка

Pawn

  Ходит на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника ( взятие «энпассан»). У каждого игрока по восемь пешек, которые в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй — пешки.
Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:
Белые фигуры — Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
Черные фигуры — Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.
Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный — на черном.

Ссылки:Шахматы на ВикипедииРоссийский шахматный портал

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и — выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён — «разумнее» оказалась программа Deep Thought.
Но и она уступила российскому (тогда — советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

Пол Морфи

Шахматист исповедовал в игре атакующую тактику. Его считали сильнейшим гроссмейстером в пятидесятых годах XIX века и лучшим игроком своего столетия. К сожалению, в его времена официальных чемпионатов мира еще не проводилось. Поэтому получить его титул короля шахмат Пол Морфи никак не мог. Тем не менее, этот шахматист был на голову выше всех своих конкурентов. И это дало основание потомкам и экспертам чтить его достижения:

• Шахматист стал победителем американского шахматного конгресса в 1857 году.

• Он победил всех признанных шахматных лидеров мирового масштаба в Европе (1858).

• Его партия в опере изучается до сих пор. Один из сильнейших гроссмейстеров ХХ века Бобби Фишер включил Пола Морфи в десятку лучших шахматистов всех времен.

Тигран Вартанович Петросян — советский гроссмейстер мирового уровня

Тигран Петросян

Титул короля в шахматах гроссмейстер носил шесть лет (1963-1969). Не проиграв ни одной партии в 1962 году, он получил прозвище «Железный Тигран», с которым и вошел в историю.

Тактика гроссмейстера базировалась на оборонительном мастерстве и так называемых «жертвах качества».

Элитарный игрок с универсальным стилем, Петросян выиграл свой титул у Михаила Ботвинника, который подтвердил победой против Бориса Спасского.

Вишванатан Ананд — учись играть в шахматы у великих!

Вишванатан Ананд

Гроссмейстер был бесспорным чемпионом мира в течение пяти лет (с 2007-2013), чемпионом мира ФИДЕ (2000-2002) и остался в истории под №15 среди шахматных королей. На пути к своему успеху он проиграл в 1995 году Каспарову и в 1998 – Карпову. Но затем в 2007 году Вишванатан Ананд обошел ряд игроков мирового класса, в том числе, Крамника и получил официальный титул чемпиона.

Тем не менее, Вишванатан Ананд является лучшим индийским гроссмейстером всех времен. И его заслуги перед историей сложно переоценить – тысячи фанатов и последователей во всем мире говорят в пользу его достижений.

В игре занято по 16 фигур с каждой стороны — белой и черной. 8 фишек — это пешки. Остальные 8 фигур являются ладьями, конями, слонами, королем, ферзем

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Виды и названия

На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.

Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек. 

Король

На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая

На вершине располагается нечто вроде короны.

Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат

Ферзь

Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.

Ладья

Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.

Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.

Слон

Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.

Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.

Конь

Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.

Пешка

Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.

Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.

Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.

Современные шахматные наборы

В настоящее время эталоном шахматных фигур считаются комплект стаунтоновских шахмат. Говард Стаунтон (1810-1874) был известным шекспироведом и чемпионом по шахматам. Стаунтоновские шахматы получили свое наименование в честь этого выдающегося человека. Они были сделаны по эскизам Натаниеля Кука, который зарегистрировал их специальным актом 1 марта 1849 года. По его просьбе Стаунтон вписал в документ свое имя. Возможно это первый случай в истории, когда имя известного человека было использовано в целях успешной продажи товара.

Шахматные фигуры Стаунтона

В 1924 году, Всемирная шахматная федерация, выбирая фигуры для международных турниров, остановила свой выбор на стаунтоновских шахматах, снабдив их особым клеймом.

Но вернемся к шахматным наборам. В настоящее время существует множество наборов шахматных фигур. Я об этом рассказываю детям на 2-м занятии, когда все их показываю. У меня есть парочка сувенирных наборов шахмат которые детям очень нравятся. У всех современных наборов прослеживаются следующие тенденции:

  1. Пешка всегда самая маленькая фигура

  2. Король всегда самая большая фигура

  3. Конь во всех наборах выглядит конем, либо его силуэт просматривается

  4. Ладья обычно выглядит в виде башни.

Когда я детям обьясняю как определить какая фигура какая, то рекомендую сделать следующее

  1. Найти 8 пешек.

  2. Найти короля (он самый высокий, но я видел вариант что и самый толстый например)

  3. Найти ферзя (это фигура которая не имеет пары)

  4. Найти ладью (обычно это башенка)

  5. Найти коня

  6. Оставшаяся фигура — это слон.

Это самый простой алгоритм определения фигур в любом наборе. Опережая возражения скажу что слона идентифицировать часто сложнее остальных фигур. Такое впечатление что на этой фигуре попросту отыгрываются. У меня есть набор в котором слоны это верблюды… И как определить что верблюд это слон? Только как я описал выше — методом исключения.

А теперь о названиях фигур более подробно.

Игра на время: как в шахматах появились часы

Сложно представить, но до XIX века шахматные соревнования проводились без ограничения времени, а одна партия могла затянуться на сутки. В 1851 году на международном турнире в Лондоне партию Вильямса — Маклоу пришлось остановить, так как противники заснули.

Всё изменилось в 1883 году, когда шахматист-любитель Томас Брайт Уилсон сконструировал первые часы для ограничения времени партии. Это был механизм с парой циферблатов, установленных на разных концах балансира. На часах Брайта ещё не было кнопок и флажков — флажок, сигнализирующий о скором окончании времени, появится только в 1899 году.


Часы, изобретённые Томасом Брайтом, производства Fattorini & Sons, 1902–1914 гг. Фото: Luke Honey

А в 1988 году Бобби Фишер запатентовал часы, которыми шахматисты пользуются до сих пор. Механизм добавляет определённое количество секунд за каждый сделанный ход, и если игрок укладывается в этот лимит, то флажок на часах не падает.

Часы Фишера получили поддержку в Международной шахматной организации, ФИДЕ, и были впервые применены на матче между Фишером и Спасским в 1992 году. Электронные часы DGT FIDE появились в 1994 году.

ZABAVDOM
Добавить комментарий